Информационные технологии в современном образовательном процессе

Назарова Е.И. Роль информатики в формировании новой цифровой образовательной среды

Библиографическое описание:

Назарова Е.И. Роль информатики в формировании новой цифровой образовательной среды // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Сегодня образование направлено на решение задач, связанных с созданием и развитием в школе единой системы формирования качественного и доступного образования для различных категорий детей; расширением социальных проб, практик, проектов обучающихся, педагогов, родителей внутри и вне школы для приобретения обучающимися социального опыта и формирования нравственной позиции; созданием условий для приобретения партнерских навыков всеми участниками образовательных отношений: развитием инициативы и ответственности, взаимодействия и взаимосодействия; реализацией системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности; созданием эффективной системы общественного управления в школе. В основу реализации программ развития в образовании положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую деятельность администрации и творческие инициативы со стороны педагогических работников. В качестве результата работы школы по направлениям развития предполагается повышение эффективности работы и конкурентоспособности школы, результатом реализации инициативных проектов – повышение уровня удовлетворенности качеством образования в школе со стороны общества и государства.

При этом последнее десятилетие полностью перевернуло уклад нашей жизни. Модернизация постучалась в каждые двери, а цифровые технологии прочно вошли не только в быт, но и в образование, став основным инструментом визуализации и модернизации образовательного процесса.

Современные вызовы требуют от педагогов современных и оперативных решений. Чтобы быть в авангарде, необходимо искать нестандартные пути, используя новейшие технологии и методы преподавания. Необходимо помнить, что цифровизация – это не однократное действие, а непрерывный процесс, требующий гибкости мышления и создания организационной структуры, которая позволит школе постоянно реагировать на возникающие цифровые тренды. Педагогу необходимо не просто идти в ногу со временем, а быть на несколько шагов впереди, он должен следовать по пути постоянного самообразования и самосовершенствования.

Цифровые образовательные технологии рассматриваются сегодня, как системообразующая составляющая компетенции педагога. Невозможно развиваться в условиях растущей многозадачности, не имея при этом открытый, и в тоже время безопасный, доступ к информационным ресурсам, и не обладая достаточным уровнем цифровых компетенций.

Одним из основных направлений современной педагогической деятельности является преподавание информатики, неотъемлемой частью которого является использование современных педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов. Цифровое образование и информатика существуют в непрерывном взаимодействии друг с другом, но простого использования техники недостаточно. Необходимо сделать процесс увлекательным, мотивировать обучающихся не только к использованию уже имеющихся образовательных ресурсов, но и к разработке совершенно новых авторских проектов. На уроках информатики обучающиеся постоянно взаимодействуют с техническими средствами, при использовании которых необходимо знать и использовать правила техники безопасности при работе с ЭВТ, соблюдать предписания СанПина. Не стоит пренебрегать технологией здоровьесбережения.

Информатика – это предмет, который успешно интегрируется с любыми науками: географией, историей, математикой, музыкой, изобразительным искусством и т.д. Позволяет развивать самую разнообразную палитру межпредметных компетенций. Предметная область информатики в свою очередь включает как простой пользовательский курс, так и профильные задачи из области математики, комбинаторики, теории вероятности и информационных технологий. Владение данными компетенциями может гарантировать выпускникам школ и других учебных заведений конкурентоспособность и достойное место на рынке труда.

В чем же состоят основные проблемы внедрения цифровой образовательной среды, а как следствие главные задачи по реализации данного проекта?

В первую очередь необходимо поставить точку в вопросе оснащения школ высокоскоростным интернетом и улучшения материально-технической базы. Согласно отчету, благодаря проведенным Минпросвещения России мероприятиям с 2016 по 2020 год более чем в два раза снизилось количество школ с максимальной скоростью доступа к сети Интернет ниже 30 Мбит/с., а количество организаций с максимальной скоростью доступа выше этого уровня выросло в 3,7 раза. С 2016 года увеличилось на 27,9% количество персональных компьютеров в образовательных организациях.

«В каждой российской школе при поддержке Минпросвещения России происходит процесс внедрения цифровой образовательной среды, включающей в себя федеральную государственную информационную систему «Моя школа», информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум» и библиотеки подробного и верифицированного контента. В рамках эксперимента с декабря 2020 года цифровая образовательная среда была реализована в школах 15 регионов. С 2023 года к системе подключатся все российские школы. Цифровая образовательная среда формируется как дополнение к традиционной образовательной системе и призвана снизить нагрузку на педагогов.

Свою деятельность учителям информатики необходимо разделить на несколько направлений: классическое школьное очное образование, дистанционное обучение и внедрение элементов функциональной грамотности.

В условиях высокого уровня оснащения школ и непрерывного процесса самообразования педагогов, преподавание информатики может стать одной из основных движущих сил образовательного процесса, а как следствие и формирования нового, компетентного в цифровом плане, общества, готового к взаимодействию с новыми современными вызовами.

Цифровизация образования неизбежна, поэтому задача современного педагога взять от этого процесса всё самое лучшее и превратить это в инструмент создания прогрессивного будущего поколения.

Библиографический список

1. Сайт Минпросвещения России, «Целевые показатели по внедрению цифровых технологий в России» / URL: https://edu.gov.ru/press/6053/za-tri-goda-dostignuty-celevye-pokazateli-po-vnedreniyu-cifrovyh-tehnologiy-v-shkolah/#
2. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 2 декабря. 2019 г. №649.
2023