Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Божко С.А. Род имен существительных в единственном и во множественном числе (мини-проект «Смешные словарные слова»)

Библиографическое описание:

Божко С.А. Род имен существительных в единственном и во множественном числе (мини-проект «Смешные словарные слова») // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Цель: формировать умение определять род имен существительных; создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами; продолжить работу над умениями обучающихся создавать проект;

- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление и связную речь, вырабатывать привычку слухового контроля, совершенствовать активный словарь;

- воспитывать самостоятельность, организованность и чувство дружбы, формировать у обучающихся творческие способности и любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: словарные слова, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организация класса.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня нам предстоит большая работа. Наш урок будет состоять из нескольких частей. Мы продолжаем работать с именем существительным, но о нем немного позже. А о чем пойдет речь на первом этапе нашего урока, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

- Ребёнок, который пришёл в школу?

- Чем копают землю?

- Домашнее животное, друг человека.

- Тарелка, чашка, блюдце одним словом

- Крупное рогатое домашнее животное

- Пугливое животное с длинными ушами.

- Какую группу можно объединить все эти слова?

- Сегодня основную часть урока займет работа со словарными словами.

III. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

- Сегодня как всегда мы повторяем написание одной из букв русского языка.

Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске. Ястреб, пятнистый, ребята.

- Ребята, а что обозначают эти слова?

- Какой частью речи являются эти слова?

- У имен существительных определите род.

- Какое из этих слов является словарным? Почему?

2.Словарно – орфографическая работа. Мини-проект «Веселые словарные слова»

I этап «Теоретический»

- Есть такие слова в русском языке, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. Их достаточно много. Все 3 года мы усердно учили их, но при написании диктанта, все - таки допускали в них ошибки. Я решили найти способ, который поможет лучше запомнить эти слова. Принялись изучать литературу по данному вопросу.

- В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. Поэтому, нам нужно научиться обрабатывать большое количество информации. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память - один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

- Возникает вопрос: Как все запомнить?

- Я заинтересовалась школой эйдетики.

- Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Наша память - это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще, ведь все «вещи», хранящиеся там будут красочными и необычными.

- Я решила использовать этот прием при изучении словарных слов.

- Посмотрите на изображение. Что вы видите? (иллюстрация словарного слова)

- Иллюстрация, на которой изображен предмет, обозначающий словарное слово и непроверяемые согласные или гласные, которые нужно дополнить при помощи букв до слова, которое изображено на картинке. Таким образом, при помощи ассоциаций происходит запоминание словарного слова.

II этап «Практический»На индивидуальных карточках обучающиеся самостоятельно записывают словарные слова на картинках, обозначающих предмет.

III этап «Оценка результатов»

Словарный диктант.

Ученик, урожай, ягода, пальто, мальчик, лопата, корова, машина, молоко, заяц.

Далее все карточки располагаются на стенд «Здесь живут словарные слова».

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Систематизация навыков определения рода имен существительных.

- Как определить род имени существительного?

- Как определить род имени существительного, если оно находится во множественном числе?

1) Работа с учебником.

Упр. 413 с. 23

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите род имен существительных.

2) Самостоятельная работа.

Запишите существительные. Вставьте пропущенные буквы, определите род.

Кр…вать, с…пог, лаг…рь, м…роз, п…суда, б…рёза, ф…враль, м…л…ко, ябл…ко.

V. Итог урока.

- Как определить род имён существительных? Что было сложным на уроке? Что понравилось?

Домашнее задание. Упр. 415 с. 24
2023