Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Скирко В.Э. Занятия с кинетическим песком в начальной школе для детей с ЗПР

Библиографическое описание:

Скирко В.Э.Занятия с кинетическим песком в начальной школе для детей с ЗПР // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. Дети с ЗПР, учитывая их повышенную возбудимость, быструю утомляемость, отсутствие опосредованной мотивации, трудности привыкания и приспособления к детскому коллективу, свойственную им эмоциональную лабильность, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, и т.д., нуждаются в нашем повышенном внимании и коррекционном виде обучения.

Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Главное преимущество данного метода – поли функциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для нормализации актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе с детьми разных возрастных групп.

Кроме этого, игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. Если использование световых столов целесообразно и продуктивно в кабинете психолога, то в классе такой стол с рассыпчатым песком используется скорее, как показ действий педагога, действия с песком будет совершать педагог, детям показываем волшебные превращения создаваемых образов, сопровождая рассказом или приятной музыкой в зависимости от цели демонстрации.

В нашем классе для занятий я использую инновационный материал– (kinetic sand) кинетический песок, состоящий из чистого кварцевого песка и полимерных материалов в разных пропорциях. Состав кинетического песка дает возможность удерживать песчинки и они рассыпаются иначе, чем обычный, сочетание пластичности, рассыпчатости и полу влажности одновременно. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, не требует дополнительной обработки в использовании и обладает антибактериальными свойствами.

Преимуществами песочной терапии с использованием кинетического песка являются:

1. Доступность материала.

2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.

3. Экономия профессиональных ресурсов педагога-психолога за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.

4. Во время игр с кинетическим песком мы решаем следующие задачи:

· развитие памяти, внимания, мышления, речи ребенка;

· снижение уровня тревожности, релаксация;

· формирование социальных и коммуникативных навыков;

· развитие зрительно-пространственной ориентировки;

· развитие творческих (креативных) способностей;

· развитие тактильной чувствительности;

· корректируем проблемы поведения.

Цели занятий совершенно разнообразны:

1. Снятие напряжения, развитие восприятия. Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

2. Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности.

3. Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.

4. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.

5. Развитие навыков саморегуляции.

6. Развитие внимания, зрительной памяти.

7. Формирование понимания пространственных отношений.

8. Формирование сенсорных эталонов.

9. Развитие счетных навыков.

10. Развитие навыков чтения.

Ожидаемые результаты:

· снятие эмоционального напряжения;

· повышение уровня развития коммуникативных навыков;

· повышение уровня развития рефлексии;

· снижение уровня агрессии;

· формирование навыков взаимодействия в группе;

· положительная динамика в развитии качественных характеристик познавательной сферы.

· Для занятий нам потребуется:

· Кинетический песок.

· Он бывает разный по цвету, по размеру песчинок, даже разной липкости. Бывает с блеском, переливами и просто серый, коричневый. Мы используем два вида песка. Один шведский (kinetic sand) с крупными песчинками, натурального цвета, (похож на природный речной песок) хорошей липкости, а второй более мелкий серый российского производства.

· Также нам понадобятся емкости для хранения песка с плотно закрывающимися крышками. Для этих целей подходят пищевые контейнеры, ведра. Для индивидуальной работы с песком я приобрела пластиковые разноцветные поднося. Они легкие, имеют бортики (песок не падает на стол и пол), очень легко очищаются от песка. Это все важно, так как после работы с песком мы все аккуратно складываем, освобождая класс для другой деятельности и наша уборка должна занимать как можно меньше времени, все должно быть рационально.

· Для того, чтобы школьная одежда оставалась чистой (мелкие фракции песка иногда могут прилипать к одежде) мы используем нарукавники и переднички, как для занятий ручным трудом.

· Когда дети придумывают сюжеты, используем большое количество совершенно разнообразных предметов, которые храним в контейнерах и раскладываем по темам. Например: природные материалы- камушки, ракушки, желуди, каштаны, и. т. д. Фигурки животных-динозавры, дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, рыбы. Растения- пластиковые деревца, цветы, (хорошо для наших целей подходят пластиковые аквариумные растения). Всевозможные машинки, маленькие куколки, гномики, феи, и другие сказочные человечки, человечки в форме, изображающие людей разных профессий, героев мультфильмов.

· Конечно же мы используем самые разнообразные формочки, совочки, колпачки, формочки, совочки, копалки и черпалки, стеклярус, пуговицы. Трудно представить, что нам что- ни будь не пригодится! Главное условие -весь материал должен мыться, не иметь много отверстий, чтобы не забился песок, так как забившийся в дырочки и щели песок вынимается очень трудно (он же не сыпучий). Дети с энтузиазмом расширяют наши запасы атрибутов, причем придумывают очень интересное и порой неожиданное использование того или иного предмета.

· Начинаем с подготовки места- раздаем подносы, достаем песок, проговариваем правила работы с песком нашим деткам с ЗПР повторяем каждый раз порядок действий, перед каждым взаимодействием с кинетическим песком. Все атрибуты выставляем в контейнерах на столах рядом. Атрибуты в контейнеры раскладываем по темам.

· Роль педагога- контроль, ненавязчивая помощь, не забываем, что кинетический песок - средство самовыражения ребенка!

· Игры с песком могут быть целевыми, когда я придумываю тему, а ребята придумывают как ее реализовать, а могут быть и полностью самостоятельными. Наблюдая за деятельностью детей, я выделила любимые темы детских игр с кинетическим песком:

· Постройки- отдельные дома и целые города.

· Кулинария. Очень любят изображать шеф-поваров и придумывать новые блюда с фантастическими названиями.

· Неизменной любовью пользуются театральные постановки. Ребята придумывают сказку и ставят спектакли на песочной «сцене». Порой продолжение сюжета придумывается в процессе постановки.

· Игры с кинетическим песком очень интересны детям, они всегда разные, ведь поменял или добавил пару персонажей – и уже совершенно другое направление сюжета!

· Кроме индивидуальных подносов с индивидуальным сюжетом, мы играем коллективно: сдвигаем столы, садимся вокруг, как рыцари Круглого стола- и творим! Я использую кинетический песок уже пятый год. Первые «игроки» уже в восьмом классе, но нас не забывают и иногда приходят к младшим поиграть.

· Дети влюбляются в кинетический песок после первого общения с ним, бережно к нему относятся, называют «наш песочек», любят даже просто держать его в руках и смотреть как он волшебно тянется и перетекает с руки на руку. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новые знания, учатся ориентироваться в необычных ситуациях. учатся делать выбор между несколькими вариантами, обогащают запас представлений, развивают фантазию. Учатся владеть своими чувствами, подчиняться правилам. В процессе игры ребята откровенны, раскрепощаются, очень интересно наблюдать за их взаимоотношениями, выявлять критические точки в поведении, можно мягко корректировать его. Увлеченные взаимодействием с кинетическим песком дети не воспринимают учителя рядом как учителя- ментора, а скорее, как свой внутренний голос и, могу сказать, более внимательно прислушиваются.

· Играйте с песком, играйте в песке- и будет радость вам и детям!

Библиографический список

1.Большебратская Э.Э., Песочная терапия. Петропавловск,2010.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудесе на песке. Практикум песочной терапии. Речь, 2007,Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Помощь ребенку с ЗПР,СП-б, 2006.

3.Иванов Е.С. Дети с временными задержками развития. Л.,1971.

4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Помощь ребенку с ЗПР,СП-б, 2006.

5.Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
2023