Скирко В.Э. Занятия с кинетическим песком в начальной школе для детей с ЗПР
Библиографическое описание:
Скирко В.Э.Занятия с кинетическим песком в начальной школе для детей с ЗПР // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. Дети с ЗПР, учитывая их повышенную возбудимость, быструю утомляемость, отсутствие опосредованной мотивации, трудности привыкания и приспособления к детскому коллективу, свойственную им эмоциональную лабильность, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, и т.д., нуждаются в нашем повышенном внимании и коррекционном виде обучения.
Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Главное преимущество данного метода – поли функциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для нормализации актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе с детьми разных возрастных групп.
Кроме этого, игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. Если использование световых столов целесообразно и продуктивно в кабинете психолога, то в классе такой стол с рассыпчатым песком используется скорее, как показ действий педагога, действия с песком будет совершать педагог, детям показываем волшебные превращения создаваемых образов, сопровождая рассказом или приятной музыкой в зависимости от цели демонстрации.
В нашем классе для занятий я использую инновационный материал– (kinetic sand) кинетический песок, состоящий из чистого кварцевого песка и полимерных материалов в разных пропорциях. Состав кинетического песка дает возможность удерживать песчинки и они рассыпаются иначе, чем обычный, сочетание пластичности, рассыпчатости и полу влажности одновременно. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, не требует дополнительной обработки в использовании и обладает антибактериальными свойствами.
Преимуществами песочной терапии с использованием кинетического песка являются:
1. Доступность материала.
2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
3. Экономия профессиональных ресурсов педагога-психолога за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
4. Во время игр с кинетическим песком мы решаем следующие задачи:
· развитие памяти, внимания, мышления, речи ребенка;
· снижение уровня тревожности, релаксация;
· формирование социальных и коммуникативных навыков;
· развитие зрительно-пространственной ориентировки;
· развитие творческих (креативных) способностей;
· развитие тактильной чувствительности;
· корректируем проблемы поведения.
Цели занятий совершенно разнообразны:
1. Снятие напряжения, развитие восприятия. Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.
2. Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности.
3. Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.
4. Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.
5. Развитие навыков саморегуляции.
6. Развитие внимания, зрительной памяти.
7. Формирование понимания пространственных отношений.
8. Формирование сенсорных эталонов.
9. Развитие счетных навыков.
10. Развитие навыков чтения.
Ожидаемые результаты:
· снятие эмоционального напряжения;
· повышение уровня развития коммуникативных навыков;
· повышение уровня развития рефлексии;
· снижение уровня агрессии;
· формирование навыков взаимодействия в группе;
· положительная динамика в развитии качественных характеристик познавательной сферы.
· Для занятий нам потребуется:
· Кинетический песок.
· Он бывает разный по цвету, по размеру песчинок, даже разной липкости. Бывает с блеском, переливами и просто серый, коричневый. Мы используем два вида песка. Один шведский (kinetic sand) с крупными песчинками, натурального цвета, (похож на природный речной песок) хорошей липкости, а второй более мелкий серый российского производства.
· Также нам понадобятся емкости для хранения песка с плотно закрывающимися крышками. Для этих целей подходят пищевые контейнеры, ведра. Для индивидуальной работы с песком я приобрела пластиковые разноцветные поднося. Они легкие, имеют бортики (песок не падает на стол и пол), очень легко очищаются от песка. Это все важно, так как после работы с песком мы все аккуратно складываем, освобождая класс для другой деятельности и наша уборка должна занимать как можно меньше времени, все должно быть рационально.
· Для того, чтобы школьная одежда оставалась чистой (мелкие фракции песка иногда могут прилипать к одежде) мы используем нарукавники и переднички, как для занятий ручным трудом.
· Когда дети придумывают сюжеты, используем большое количество совершенно разнообразных предметов, которые храним в контейнерах и раскладываем по темам. Например: природные материалы- камушки, ракушки, желуди, каштаны, и. т. д. Фигурки животных-динозавры, дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, рыбы. Растения- пластиковые деревца, цветы, (хорошо для наших целей подходят пластиковые аквариумные растения). Всевозможные машинки, маленькие куколки, гномики, феи, и другие сказочные человечки, человечки в форме, изображающие людей разных профессий, героев мультфильмов.
· Конечно же мы используем самые разнообразные формочки, совочки, колпачки, формочки, совочки, копалки и черпалки, стеклярус, пуговицы. Трудно представить, что нам что- ни будь не пригодится! Главное условие -весь материал должен мыться, не иметь много отверстий, чтобы не забился песок, так как забившийся в дырочки и щели песок вынимается очень трудно (он же не сыпучий). Дети с энтузиазмом расширяют наши запасы атрибутов, причем придумывают очень интересное и порой неожиданное использование того или иного предмета.
· Начинаем с подготовки места- раздаем подносы, достаем песок, проговариваем правила работы с песком нашим деткам с ЗПР повторяем каждый раз порядок действий, перед каждым взаимодействием с кинетическим песком. Все атрибуты выставляем в контейнерах на столах рядом. Атрибуты в контейнеры раскладываем по темам.
· Роль педагога- контроль, ненавязчивая помощь, не забываем, что кинетический песок - средство самовыражения ребенка!
· Игры с песком могут быть целевыми, когда я придумываю тему, а ребята придумывают как ее реализовать, а могут быть и полностью самостоятельными. Наблюдая за деятельностью детей, я выделила любимые темы детских игр с кинетическим песком:
· Постройки- отдельные дома и целые города.
· Кулинария. Очень любят изображать шеф-поваров и придумывать новые блюда с фантастическими названиями.
· Неизменной любовью пользуются театральные постановки. Ребята придумывают сказку и ставят спектакли на песочной «сцене». Порой продолжение сюжета придумывается в процессе постановки.
· Игры с кинетическим песком очень интересны детям, они всегда разные, ведь поменял или добавил пару персонажей – и уже совершенно другое направление сюжета!
· Кроме индивидуальных подносов с индивидуальным сюжетом, мы играем коллективно: сдвигаем столы, садимся вокруг, как рыцари Круглого стола- и творим! Я использую кинетический песок уже пятый год. Первые «игроки» уже в восьмом классе, но нас не забывают и иногда приходят к младшим поиграть.
· Дети влюбляются в кинетический песок после первого общения с ним, бережно к нему относятся, называют «наш песочек», любят даже просто держать его в руках и смотреть как он волшебно тянется и перетекает с руки на руку. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новые знания, учатся ориентироваться в необычных ситуациях. учатся делать выбор между несколькими вариантами, обогащают запас представлений, развивают фантазию. Учатся владеть своими чувствами, подчиняться правилам. В процессе игры ребята откровенны, раскрепощаются, очень интересно наблюдать за их взаимоотношениями, выявлять критические точки в поведении, можно мягко корректировать его. Увлеченные взаимодействием с кинетическим песком дети не воспринимают учителя рядом как учителя- ментора, а скорее, как свой внутренний голос и, могу сказать, более внимательно прислушиваются.
· Играйте с песком, играйте в песке- и будет радость вам и детям!