Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кузнецова Е.В. Изучение и оценка сформированности речи младших школьников в условиях территориальной ПМПК

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Мониторинг достижений обучающихся начального общего образования в общеобразовательных организациях показал, что в последние годы особые трудности они испытывают при обучении чтению и родному языку. Процесс обучения в школе тесно связан с развитием речи в дошкольном возрасте. Формирование успешной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развитии речи, которое предполагает определённую степень сформированности всех средств языка. Среди обучающихся, поступающих в первые классы, фиксируется достаточно большое количество детей с недостаточно сформированной речевой готовностью.
Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: проводить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Причинами трудностей формирования письменной речи могут быть нарушения устной речи различной степени тяжести. Также причинами могут стать школьная незрелость, педагогическая и социальная запущенность, недостаточно высокий уровень преподавания в школе, низкий уровень культуры и образования родителей, сложность образовательных программ и другие. Ка­чество учебной деятельности будет зависеть от того, на­сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
· хорошее физическое развитие ребенка;
· развитый фонематический слух;
· развитая мелкая мотори­ка пальцев рук, общая мото­рика;
· нормальное функциони­рование ЦНС;
· владение знаниями и представлениями об окружа­ющем мире (пространство, время, счетные операции);
· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
· познавательная актив­ность, желание учиться, инте­рес к знаниям, любознатель­ность;
· коммуникативная дея­тельность, готовность к совме­стной с другими детьми рабо­те,сотрудничеству,взаимопо­мощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к школьно­му обучению формируется за­долго до поступления в школу и не завершается в первом клас­се, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.
В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. Существенной для диагностики дисграфии и дислексии представляется её дифференциация с позиции развития дефекта (С.Ф.Иваненко 1984). Автор выделила четыре группы нарушений письма и чтения с учётом возраста детей, степени выраженности и специфики проявлений.
1.Трудности в овладении письмом и чтением – диагностируется в первом полугодии первого года обучения
2.Нарушение формирования процесса письма и чтения – диагностируется во втором полугодии первого и начале второго года обучения
3.Дисграфия, дислексия – диагностируется во втором полугодии второго года обучения
4.Дизорфография – диагностируется на третьем году обучения. Изучение обучающихся, имеющих нарушения письменной речи, имеет целью выяснить:
·          особенности латерализации и пространственной ориентировки;
·          временные представления и понятия;
·          двигательные функции руки;
·          слухомоторные координации;
·          буквенный гнозис;
·          фонематическое развитие, звуковой анализ и синтез;
·          речевое внимание и память;
·          состояние устной речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй);
·          особенности чтения;
·          состояние письма.
Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в логопедический пункт при общеобразовательных школах, состоит в трудностях не устной, а письменной речи.
Процедура обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами, психологами, учителями - логопедами). Обследование ребенка в ПМПК не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием некоторых этапов обследования и представляет собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями. Сопровождение детей и подростков в ПМПК осуществляется родителями (законными представителями) по направлению из учреждений системы образования и других организаций. В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.
Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям: (Грибова О.Е.)
- изучение письменной речи;
- используется меньшее количество игровых заданий;
- усложняется языковой материал;
- используется лингвистическая терминология.
Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий – изучения уровня сформированности письменной речи. Если у ребёнка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, то необходимо изучить состояние процессов устной речи. Если у ребёнка недостатки письма обусловлены особенностями психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности страдают. Логопедическое обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонегико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения. Дизорфография (это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками) выделяется как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (тотальное психическое недоразвитие, парциальная несформированность когнитивного компонента деятельности, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения). В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Заключение на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз. Схема обследования:
1. Цель обращения в ПМПК.
2. Ознакомление с документацией.
3. Объективное исследование ребенка.
На основании полученных данных заполняется протокол.Заключение на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз. Можно сделать вывод, что нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации).
Библиографический список
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.:ТЦ Сфера,2011.- 64 с.
Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. М.: АПК и ППРО, 2010. - 56 с.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.:Айрис - пресс,2005.- 96 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с, ил.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под редакцией Л.С.Волковой.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.- 208 с.
Хватцев М. Е. Логопедия.М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
2019