НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Полесский Г.А. Развитие познавательного интереса на уроках физики

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


«Где только возможно, изучение должно стать переживанием», – писал А. Эйнштейн. Именно сопереживание изучаемому на уроке приведет к эмоционально-чувственной воспитанности учащихся, которая и определяет отношение человека к знаниям, их приобретению, поиску. Содержание науки физики и, значит, физики учебного предмета имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся, и это необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Она формирует творческие способности учащихся, их мировоззрения и убеждения, то есть способствует воспитанию высоконравственной личности. Это основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Такие педагоги и деятели, как А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова, В. А. Филлипова, И. Г. Шапошникова, И. Я. Ланина. Они рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме. Неоценим вклад в эту область Я. И. Перельмана. Этот советский учёный посвятил свою научную деятельность популяризации точных наук, таких как физика и математика.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Опыт показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке.
Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
В 7 классе, когда физика ещё новый предмет, ею интересуются 70–80% учащихся, а в 8 классе, встречая определенные трудности в учебе, – теряют интерес к физике, в 9 классе падает интерес до 20%, в 10–11 классах интерес возрастает.
Познавательные интересы бывают сиюминутными и стойкими. Развить у всех стойкий интерес невозможно и не нужно. Надо сделать так, чтобы все ученики класса имели интерес к процессу познания, то есть они хотели бы об этом узнать, прочитать. Для этого необходимо сделать так, чтобы ребятам было интересно учиться, а для этого нужно сделать каждый урок интересным для каждого.
На протяжении всего курса физики на конкретных фактах учитель должен формировать у учащихся убеждение в том, что мир познаваем, что процесс познания идет по пути от менее полного знания к более полному.
Наблюдая опыты, демонстрируемые учителем, или ставя их самостоятельно, учащиеся познают на основе уже изученного, новые и более сложные закономерности, устанавливают связи между ними, пытаются сами оказывать воздействие на ход явлений. Возможность управлять явлением, когда это нужно человеку, убедительно свидетельствует о познаваемости явлений природы, законов, которым они подчиняются.
Важно показать, что с развитием науки и техники человек познает самые удивительные и сокровенные тайны природы, ранее казавшиеся недосягаемыми или о существовании которых даже не подозревали.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможности их объяснения; потом –глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящие к пониманию физической картины мира.
Как может учитель физики судить об уровне интереса учащихся на уроках? Можно сформулировать следующие показатели интереса.
-         Активное включение в учебную деятельность.
-         Реакция на звонок с урока.
-         Самостоятельность выводов и обобщений.
-         Добровольное выступление с докладами.
-         Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов товарищей.
-         Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.
-         Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.
-         Свободное чтение научно – популярной литературы в школьной библиотеке и дома.
-         Участие во внеклассной работе по физике.
Воспитанию интереса учащихся к изучению физики способствуют различные приемы, выработанные в практике обучения, которые учитель может применять на уроках и других формах занятий. Перечислим некоторые.
1. Содержательное, интересное, живое и яркое изложение материала учителем всегда привлекает внимание учащихся. Для оживления урока учитель может использовать различные интересные факты и заметки.
К примеру, рассказывая о барометрах, учитель может воспользоваться заметкой из подборки о необычном «барометре», находящемся в английской деревне Спаслоу, который предсказывает погоду за много часов вперед и, в отличие от синоптиков, никогда не ошибается. Это колодец, который начинает свистеть задолго до перемены погоды. А перед приходом циклона он воет. В боковой стенке колодца сделано узкое отверстие, через которое проходит воздух. Таким образом, по тембру звучания колодца жители деревни всегда точно знают об изменениях погоды [2].
2. Другими приемами активизации познавательной деятельности учащихся (при правильной их организации), вызывающими интерес к физике, являются проблемное обучение, поисковая деятельность и исследовательская атмосфера, разнообразие форм самостоятельной работы и др. Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом наоборот. Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже как бы разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий.
3.Также для развития интереса к физике на разных занятиях можно использовать фрагменты литературных произведений (сказок, стихотворений, художественных произведений, пословиц, загадок с физическими явлениями), на основе которых можно предлагать учащимся вопросы для обсуждения. В качестве примера приведем один из них. Учитель зачитывает строки из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный голос твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня крапит росою хладной...
Затем предлагаем ребятам ответить на вопросы: «Какое условие должно соблюдаться, чтобы фонтан работал?», «На основе какой закономерности он действует?» [3].
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Как называется такое движение кота? Определите частоту его движения, если за одну минуту он делает шесть «кругов» (оборотов). Чему равен период?
Обсуждение этих вопросов в данном случае идет значительно лучше, чем, если бы они были заданы без использования фрагмента стихотворения. Согласитесь, было бы слишком сухо и скучно. Физический вопрос, заданный через поэтический отрывок, почти всегда побуждает к мышлению, а это очень важно.
Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих, познавательных способностей учащихся.

Литература

1.       Булатова Е. В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению // Физика в школе. 1987. № 2. С. 82–83.
2.       Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
3.       Иванова Л. А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: учебное пособие. М.: МГПИ, 1978. 110 с.
2018