Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ушакова Р. Н. Использование инновационной образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития» в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Расстройство аутистического спектра (РАС) или аутизм - не до конца изученное ментальное нарушение. Это не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать. Социальная инклюзия и программы помощи - два главных принципа работы с такими детьми.
У детей с аутизмом есть проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, повторяют одни и те же действия, не любят изменений в распорядке дня, предпочитают играть в одиночестве.
Для кого-то свет лампы — это просто источник освещения, а для них — взрыв перед глазами. Они воспринимают всё преувеличенно: слишком ярко, слишком громко, слишком кисло, слишком сладко — это пугает.
Прикосновения, звуки часто причиняют им почти физическую боль.
В результате ребёнок, который желает взаимодействовать с миром, может это делать только зажмурившись, заткнувши уши и ни до чего не дотрагиваясь. При этом он всегда будет пытаться контактировать с миром, потому что, как любой человек, он очень этого хочет.
Как научить, социализировать такого ребёнка, оторванного от мира?
В связи с этим особую актуальность приобретает применение в педагогической деятельности авторской образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития» с целью налаживания учебного взаимодействия, развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом на уроке и во внеурочное время. Технология включает в себя педагогические приёмы, мини-технологии, упражнения, коррекционно-развивающие методики, системное и последовательное использование которых помогает зажечь звезду успеха в ребёнке, веру в свои силы, в своё развитие.
С целью развития у детей с аутизмом саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности необходимо ежедневно использовать упражнение «Рефлексивный круг». Все дети встают в круг, включается спокойная легкая музыка. Ребята передают друг другу предмет, например мячик, общаются, отвечают на вопросы, обсуждают различные ситуации и проблемы. Упражнение занимает 5-10 минут. Через 2-3 месяца обучающиеся привыкают обсуждать свои проблемы в кругу самостоятельно, без присутствия учителя.
Это упражнение дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
«Рефлексивный круг» помогает педагогу узнать, с каким настроением ребенок пришел в школу, а ребенку настроиться на дальнейшее обучение и общение.
Мини-технология «Дети – волонтеры» развивает навыки общения в разновозрастном коллективе, когда старшие школьники помогают детям с аутизмом приготовить школьные принадлежности к уроку, переодеться, отвести на мероприятие, учат играть в различные игры, показывают им сказки. Создаётся такая ситуация развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим.
Мини-технология «Волшебный телефон» позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства в процессе общения по телефону со сказочными персонажами, а учителю понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается. После завершения разговора со сказочным героем ребёнок испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости.
Дети с аутизмом не понимают обращенную речь. Это становится серьезным барьером на пути получения образования.
Что можно сделать для решения данной проблемы?
Нужно помнить, что к такому ребенку необходимо обращаться лично. Бывает достаточно одного слова, взгляда, улыбки и ребенок включается в общую работу. Необходимо давать им большее время для обработки информации, не торопить, поддерживать инициативу, избегать длинных предложений (фразы должны состоять из 2-3 слов, не более).
Педагогу детям с аутизмом нужно создать хорошую репутацию в глазах одноклассников, на уроках демонстрировать их сильные стороны, подчеркивать свою симпатию к ним.
Неформальные контакты на перемене должны быть организованы. Особенные дети находятся рядом со сверстниками, наблюдают за их играми, пытаются понять их интересы, отношения.
Ребята участвуют в общих экскурсиях, концертах, праздниках, присутствуют на школьных мероприятиях даже при невозможности активного в них участия.
На уроках используются карточки «Пекс», которые выстраивают деятельность и маршрут ребёнка в школе. В начале урока прикрепляются карточки с изображением тех видов работы, которые запланированы. Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это создает у детей с РАС ощущение стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности. Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней. После окончания каждого вида деятельности карточка убирается или переворачивается.
Конечно, не нужно забывать о здоровьесбережении: разрешать детям делать паузы между заданиями, погулять по коридору в сопровождении тьютора, потянуться, просто перестать работать. В классе можно оборудовать уголок для “сенсорной разгрузки”, где ребята смогут уединиться и восстановить душевное равновесие.
Учеников с аутизмом успокаивает рутина и предсказуемость. Поручаю им собирать и складывать в шкаф оборудование для уроков труда и физкультуры, прошу разобрать книги в библиотеке класса, полить цветы. Это возможность для развития бытовых навыков и ребята с удовольствием выполняют такие поручения.
Достичь образовательный результат помогает развивающе - коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», которая содержит интерактивные игры, направленные на развитие моторных и когнитивных способностей ребёнка, включает в себя 3 разноцветных шарика-перчатки, USB камеру, CD-диск с установкой игрового программного обеспечения.
Для достижения цели по развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка используется игровой набор «Дары Фрёбеля», который состоит из 14 модулей и комплекта методических пособий.
Если в работе делается акцент на развитие логического мышления, то справиться с этой задачей поможет коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины». Состоит из набора пластин №1 и №2 с симметричным и хаотичным расположением отверстий, матриц с 11-ю ячейками для пластин, очков для глаз, наушников. Способствует развитию тактильной памяти, воображения, концентрации, переключения и распределения внимания. Обучает ребёнка контролировать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки.
Таким образом, если, придя в образовательное уреждение, дети с аутизмом истерят, отказываются от выполнения заданий, не умеют общаться с одноклассниками и друг с другом, не умеют слушать и слышать то, о чем их спрашивают, не понимают инструкции или вопроса учителя и не могут ответить, то в результате использования инновационной образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития» они с желанием учатся, играют совместно, общаются, проявляют заботу и оказывают помощь друг другу, сотрудничают как с педагогами, так и с другими детьми, умеют вести диалог. Запас слов, используемых в речи, увеличивается.
Применяя в педагогической деятельности данную образовательную технологию мы сможем разжечь искорку в ребёнке с ограниченными возможностями здоровья, сработаем на его социализацию, поможем раскрыться и стать в будущем полезным, полноценным и полноправным членом общества.

Библиографический список

1.        Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Спб.: Сеанс, 2018.
2.        LIFE [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/p/921726 (дата обращения: 10.08.2020).
2020