Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Низамова Ф.Д. Влияние работы с одаренными детьми на качество образования

Библиографическое описание:
Низамова Ф.Д. Влияние работы с одаренными детьми на качество образования // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Одаренные дети - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать, поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Качество знаний обучающихся – это система свойств, характеризующих их соответствие государственным стандартам образования, запросам учащихся и их родителей. В процессе работы с одаренными детьми необходимо учитывать, что качество знаний напрямую зависит от того, как поставлена работа с одаренными детьми.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. В рамках муниципальной программы «Развитие образования на 2020-2025 гг.» особое внимание уделяется выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, развитию образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности детей с выдающимися способностями.

За сравнительно небольшой период работы с одаренными детьми в Дрожжановском муниципальном районе в рамках данной работы сформировались методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми, психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных детей, организация индивидуальной и групповой работы с талантливыми детьми.

Работа с одаренными детьми велась, как и в предыдущие годы, по направлениям: выявление новых талантов, развитие детей, уже проявивших особые успехи в изучении отдельных предметов, моральное, материальное стимулирование умников. Работа с одаренными детьми оказывает немаловажную роль в развитии и качестве образования.

Главной задачей методистов и учителей является проявить интерес у детей к науке, к тем знаниям, которые скрывают в себе двери в их гениальное будущее.

Такая работа должна проводиться не только с одаренными детьми, но и с теми, которые пассивны в обучении. Ребенок должен проявить интерес к тому, что одаренный ребенок проявляет свои знания и поощряется своими достижениями. Глядя на одаренного ребенка, у других детей также повышается мотивация к знаниям, они почувствуют поддержку учителей. Школа всегда взаимодействует с методическим объединением, благодаря этому методист тесно взаимодействует с одаренными детьми. Подбор методических пособий, рекомендаций, олимпиадных заданий прошлых лет, все это поддается обработке и предоставляется педагогам для работы с талантливыми детьми. В результате эффективной и плодотворной работы мы получаем победителей и призеров олимпиад, которые входят не только в фонд муниципального масштаба, но и республиканского.

На территории Дрожжановского муниципалитета сложилась традиционная система работы с одаренными детьми. При подготовке к олимпиадам мы создали муниципальный банк данных одаренных детей, в который включены победители и призеры муниципального этапа всероссийской и республиканской олимпиад школьников. Это важный информационный ресурс для педагогов. В течение года осуществляется сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и систематизация их в методическом кабинете. Работа с одаренными детьми начинается ещё в начальной школе: для них организуются олимпиады по основным предметам через Республиканский олимпиадный центр Республики Татарстан. Подготовка к олимпиадам школьного, муниципального, республиканского и всероссийского уровней проводится в течение всего учебного года. За годы систематической работы с одаренными детьми имеются результаты олимпиад различных уровней: например, в 2023 году - 4 призера на международной олимпиаде по родным языкам и русскому языку, 3 призёра на межрегиональной олимпиаде по родным языкам и русскому языку, 3 призера регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, литературе, обществознанию, 16 призовых мест в заключительном этапе республиканской олимпиады школьников, 3 призера республиканской олимпиады «Путь к Олимпу».

Успехи юных талантов не остаются незамеченными. В Дрожжановском районе сложилась красивая традиция. Каждый год организуется торжественное подведение итогов учебного, культурного и спортивного сезонов. В мероприятии ежегодно принимают участие более 100 детей, где проводится церемония вручения различных грантов Главы Дрожжановского муниципального района за достижения в области образования, культуры и спорта. Ежегодно проводится муниципальный конкурс «Ученик года».

Таким образом, эффективно выстроенная система подготовки одаренных детей к олимпиадам позволит повысить качество деятельности не только образовательной организации в целом, но и муниципального района, и учителей, и одаренных учащихся в частности, поскольку она способствует формированию творческой образовательной среды.

Библиографический список

1. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности// Педагогика. – 2003. - №8.

2. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. – 2004. - №3.
2023