Фатыхова Г.Н. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие
Библиографическое описание: Фатыхова Г.Н. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Дошкольный возраст - это период, когда дети находятся в самом активном и быстром периоде развития. В этот период формируются основы личности, включая творческие способности. Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в стимулировании творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Одним из основных способов развития творческих способностей у детей является художественная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, рисование пальцами - все эти виды творчества способствуют развитию воображения, внимания, мелкой моторики и обогащению эмоционального мира ребенка. В процессе творческой деятельности дети учатся выражать свои мысли и чувства, находить нестандартные решения, развивать свою индивидуальность.
Важной частью художественно-эстетического развития является знакомство с различными видами искусства. Посещение музеев, галерей, театров, знакомство с работами известных художников и скульпторов помогает детям расширить свой кругозор, развить эстетический вкус и восприятие прекрасного.
Музыкальное развитие также играет важную роль в формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста. Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - все это способствует развитию музыкального слуха, ритмического чувства, а также помогает детям выражать свои эмоции через музыку.
Важно отметить, что для успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо создать благоприятную атмосферу, где они могут свободно экспериментировать и проявлять свою индивидуальность. Педагоги и родители должны поддерживать и поощрять творческие инициативы детей, а также предоставлять им возможность для самостоятельной творческой деятельности.
Как пример занятия, направленного на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие, можно предложить следующее:
Тема занятия: "Веселая аппликация"
Цель: Развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и эстетического восприятия.
Ход занятия:
1. Начать с краткого разговора о том, что такое аппликация, какие материалы используются для создания аппликации, и какие картинки или композиции можно сделать с помощью этой техники.
2. Предложить детям выбрать тему для аппликации (например, животные, природа, сказочные персонажи).
3. Раздать детям цветную бумагу, ножницы, клей, блестки и другие украшения.
4. Попросить детей вырезать из цветной бумаги различные детали (кружочки, полоски, треугольники и т.д.), которые они могли бы использовать для создания своей аппликации.
5. Дать детям возможность склеивать вырезанные детали на листе бумаги, создавая свою уникальную картину.
6. Поощрять детей выразить свои идеи и фантазию через создание аппликации.
7. По завершении работы попросить каждого ребенка рассказать о своей картине: что они изобразили, какие чувства или истории они видят в своей работе.
Это занятие поможет детям развить свои творческие способности, воображение и чувство красоты через создание собственной аппликации. Также это занятие способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
Эффективность занятия по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие можно оценить по нескольким критериям:
1. Уровень участия и заинтересованности детей: Эффективное занятие должно вызвать активное участие детей, их интерес и вовлеченность в процесс творчества. Наблюдайте, насколько дети проявляют инициативу и фантазию.
2. Развитие творческих способностей: Оцените, насколько дети проявляют творческий подход к созданию своей аппликации. Могут ли они самостоятельно придумывать композицию, выбирать цвета, формы и материалы для работы.
3. Развитие мелкой моторики: Заметьте, насколько дети справляются с использованием ножниц, склеиванием мелких деталей, а также их точность и координация движений.
4. Эмоциональная реакция: Обратите внимание на эмоциональную реакцию детей на процесс создания аппликации. Могут ли они выразить свои чувства, радость от процесса творчества и удовлетворение от результата.
5. Способность к самовыражению: Оцените, насколько дети могут объяснить свои творческие решения, какие идеи они вложили в свою работу.
После проведения занятия можно также попросить обратную связь у педагогов, родителей или самих детей, чтобы получить информацию о их восприятии и удовлетворенности результатами занятия.
Таким образом, путем знакомства с различными видами искусства, творческой деятельности и музыкальным развитием дети получают возможность развивать свою индивидуальность, воображение и эмоциональную сферу.
Список литературы:
1. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
2. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 1987.- 184с.