Актуальные вопросы дошкольного образования

Фатыхова Г.Н. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие

Библиографическое описание:
Фатыхова Г.Н. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Дошкольный возраст - это период, когда дети находятся в самом активном и быстром периоде развития. В этот период формируются основы личности, включая творческие способности. Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в стимулировании творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Одним из основных способов развития творческих способностей у детей является художественная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, рисование пальцами - все эти виды творчества способствуют развитию воображения, внимания, мелкой моторики и обогащению эмоционального мира ребенка. В процессе творческой деятельности дети учатся выражать свои мысли и чувства, находить нестандартные решения, развивать свою индивидуальность.

Важной частью художественно-эстетического развития является знакомство с различными видами искусства. Посещение музеев, галерей, театров, знакомство с работами известных художников и скульпторов помогает детям расширить свой кругозор, развить эстетический вкус и восприятие прекрасного.

Музыкальное развитие также играет важную роль в формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста. Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - все это способствует развитию музыкального слуха, ритмического чувства, а также помогает детям выражать свои эмоции через музыку.

Важно отметить, что для успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо создать благоприятную атмосферу, где они могут свободно экспериментировать и проявлять свою индивидуальность. Педагоги и родители должны поддерживать и поощрять творческие инициативы детей, а также предоставлять им возможность для самостоятельной творческой деятельности.

Как пример занятия, направленного на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие, можно предложить следующее:

Тема занятия: "Веселая аппликация"

Цель: Развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и эстетического восприятия.

Ход занятия:

1. Начать с краткого разговора о том, что такое аппликация, какие материалы используются для создания аппликации, и какие картинки или композиции можно сделать с помощью этой техники.

2. Предложить детям выбрать тему для аппликации (например, животные, природа, сказочные персонажи).

3. Раздать детям цветную бумагу, ножницы, клей, блестки и другие украшения.

4. Попросить детей вырезать из цветной бумаги различные детали (кружочки, полоски, треугольники и т.д.), которые они могли бы использовать для создания своей аппликации.

5. Дать детям возможность склеивать вырезанные детали на листе бумаги, создавая свою уникальную картину.

6. Поощрять детей выразить свои идеи и фантазию через создание аппликации.

7. По завершении работы попросить каждого ребенка рассказать о своей картине: что они изобразили, какие чувства или истории они видят в своей работе.

Это занятие поможет детям развить свои творческие способности, воображение и чувство красоты через создание собственной аппликации. Также это занятие способствует развитию мелкой моторики и координации движений.

Эффективность занятия по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие можно оценить по нескольким критериям:

1. Уровень участия и заинтересованности детей: Эффективное занятие должно вызвать активное участие детей, их интерес и вовлеченность в процесс творчества. Наблюдайте, насколько дети проявляют инициативу и фантазию.

2. Развитие творческих способностей: Оцените, насколько дети проявляют творческий подход к созданию своей аппликации. Могут ли они самостоятельно придумывать композицию, выбирать цвета, формы и материалы для работы.

3. Развитие мелкой моторики: Заметьте, насколько дети справляются с использованием ножниц, склеиванием мелких деталей, а также их точность и координация движений.

4. Эмоциональная реакция: Обратите внимание на эмоциональную реакцию детей на процесс создания аппликации. Могут ли они выразить свои чувства, радость от процесса творчества и удовлетворение от результата.

5. Способность к самовыражению: Оцените, насколько дети могут объяснить свои творческие решения, какие идеи они вложили в свою работу.

После проведения занятия можно также попросить обратную связь у педагогов, родителей или самих детей, чтобы получить информацию о их восприятии и удовлетворенности результатами занятия.

Таким образом, путем знакомства с различными видами искусства, творческой деятельности и музыкальным развитием дети получают возможность развивать свою индивидуальность, воображение и эмоциональную сферу.

Список литературы:

1. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.

2. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 1987.- 184с.
2024-03-06 10:22 2024