Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Дудникова Е.А., Мальцева Ю.Ф., Шаповалова А.А. Патриотическое воспитание детей в интернатном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


 «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара вот в этом чае».

В.В. Путин

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
В истории отечественного образования, в религиозной и светской педагогике проблема патриотического воспитания является одной из центральных. В истории русской общественной и религиозной мысли духовная сфера патриотизма характеризуется как интерактивная, детерминирующая связь человека с окружающим пространством его бытия, описываемая в понятии любви, преданности, долга, ответственности, верности, а воспитание патриотизма рассматривается как на бытийном уровне, через систему ценностей, привязанностей, стереотипов, верований во всем многообразии характеристики их проявлений, так и на сакральном (образы, подобия, впечатления, смыслы, идеалы, воображения, представления).
Каково же место патриотизма в структуре социального бытия современной России?
На наш взгляд, патриотизм является центральным звеном всех сторон жизни общества (экономической, внешне- и внутриполитической, социокультурной, духовной т. д.). Характеристиками интегративности патриотизма в системе общественных отношений выступают гармоническая и императивная.
Гармоническая, основанная на любви к своей Родине, ведет к гармонизации системы «личность – коллектив – общество – государство» в пространстве ценностей, смыслов, идеалов и т. д.
Императивная указывает на необходимость следования социокультурным регулятивам (традиции, обычаи, идеалы и т. д.) и духовными стимуляторам (историческая память, преданность своей Родине, ответственность за будущее, стереотипы др.)
        Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях и достижения жизненного успеха.
Патриотическое воспитание одно из важных направлений воспитания детей в интернатных учреждениях. Как правило, в данные учреждения дети поступают из неблагополучных семей. В большинстве своем в таких семьях гражданско – патриотическое сознание не является значимой частью их мировоззрения, не у всех воспитанников сформирована потребность в осознании себя как гражданина ответственного за свое Отечество, свою судьбу и будущее Родины. Таким образом, у воспитанников складывается масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека.
Целью работы по патриотическому воспитанию и социальной адаптации является создание условий для формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, патриотического сознания, обеспечивающих становление личности воспитанника. Причем работа должна строиться с учетом индивидуальных психических, физических и интеллектуальных особенностей личности ребенка.
Для решения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
·             Внедрять новые формы и методы, воспитательные технологии на базе современной информационно – образовательной среды;
·             Воспитывать детей на основе базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья, социальная солидарность, труд и творчество, здоровье, природа, экология и др.;
·             Разработать план мероприятий, посвященных важным для России историческим событиям;
·             Популяризация государственной символики Российской Федерации.
Принципы построения работы с воспитанниками:
·             Принцип целостно – смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «Мы вместе делаем общее дело»
·             Принцип целостности предполагает освоение воспитанниками системы базовых национальных ценностей.
·             Принцип организации и самоорганизации. Готовность субъекта воспитания к включению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность);
·             Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности, индивидуальности каждого воспитанника, признание за ним права на собственную точку зрения, позиции, развития диалоговых форм общения;
·             Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение воспитанником собственного опыта социальной активности.
·             Принцип развития. Путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Для осуществления этих принципов необходимо применять диагностические методики, помогающие изучать познавательные интересы, возможности,  склонности воспитанников. Предоставить им выбор кружков, объединений, стимулирующих проявление инициативы. Педагоги корректируют и регулируют выбор, советуют, рекомендуют, проводят диагностику развития, мониторинг воспитанности, необходимую коррекцию условий и ситуаций воспитания.
Эффективность реализации работы по патриотическому воспитанию осуществляется на основе показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.
Результативность реализации работы измеряется степенью готовности и стремлением  воспитанников  к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления. Их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

Список использованной литературы

1.    Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
2.    Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3.    Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23
4.    Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37.
5.     «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
6.    Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
7.    Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
2022