Актуальные вопросы начального общего образования

Скрипчак Л.Н. Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и, в частности, нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам для обучающихся. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность и т.д.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения ФГОС и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, таким образом внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам внеурочная деятельность.
Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Очень необычна внеурочная деятельность «Почемучки». Казалось бы, что этих ребят ничто уже не заинтересует. Но если руководитель творчески подходит к изучению дополнительного материала, то и детям становится интересно. Мы видим, с каким удовольствием они наблюдает, что из обыкновенной картошки может получиться, или ребята узнают дополнительную информацию о символах России и сами пытаются нарисовать эти символы, также интересно посмотреть и в микроскоп.
Помимо планов руководители ведут папки, где фиксируются результаты деятельности педагога и ребят. Каждое занятие фиксируется на фото и вкладывается в папку, где желающие (родители или педагоги) могут посмотреть в любой момент.
В основе организации внеурочной деятельности лежат следующие виды:
•       игровая;
•       познавательная;
•       развлекательная;
•       социальное творчество;
•       художественное творчество;
•       общественно-полезная деятельность;
•       спортивно-оздоровительная деятельность;
•       доступная трудовая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется руководителем:
•       экскурсии;
•       этические, познавательные беседы;
•       игры с ролевым акцентом;
•       детские исследовательские проекты;
•       культпоходы в театры, музеи, выставки;
•       творческие мастерские;
•       выставки в школе;
•       спектакли в классе, в школе;
•       культпоходы в театры, музеи, выставки;
•       спортивные игры
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.). 
У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся.

Библиографический список

1.                Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12.
2.                   Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4.
3.                   Косенкова Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола // Воспитание и дополнительное образование. - 2012. - № 4.
4.                   Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2013. - № 3.
2022