Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Маркашева Г.П., Гончаренко О.Ю., Филатова Т.Д. Реализация программ дополнительного образования с применением проектных технологий как условие успешной социализации учащихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Личность - результат социально-исторического и индивидуального развития человека. Формирование личности невозможно без социальной деятельности, позволяющей каждому из нас проявлять социальную сущность, приобретать социальные качества, формировать ценностные ориентиры.
Социализация - сложный, мультилатеральный процесс общественного формирования и развития личности, реализующийся под влиянием социальной среды и упорядоченной воспитательной деятельности. Центральным средством социализации личности выступает образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ отмечает, что «…образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (Глава 1, ст. 2.1) [1], а «…воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…» (Глава 1, ст. 2.2) [1]. Следовательно, цель образования - развитие личности, способной успешно социализироваться в современном обществе.
В условиях современной образовательной системы большое внимание уделяется совершенствованию способов образования, направленных на развитие личности учащегося, его творческой инициативы, самостоятельного поиска, успешного межличностного взаимодействия. Огромный потенциал в решении поставленных задач имеют учреждения дополнительного образования.
Чтобы успешно социализироваться, учащимся необходимо научиться рационально действовать в любых жизненных обстоятельствах. Продуктивно развивать подобное умение можно через реализацию программ дополнительного образования с использованием проектных технологий.
Проектные технологии формируют у учащихся способность самостоятельно мыслить, приобретать и использовать знания, тщательно взвешивать принимаемые решения и корректно планировать действия, плодотворно взаимодействовать в разнообразных по структуре группах, быть открытыми для новых контактов.
Рассмотрим использование проектных технологий в дополнительном образовании на примере реализуемой ГАУ ДО АО «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи» дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы».
В рамках обучения по программе учащиеся осваивают разделы: «Краеведение», «Основы туристской подготовки», «Топографическая подготовка юного туриста», «Основы гигиены и первая доврачебная помощь». В конце обучения, как итог реализации дополнительной общеразвивающей программы, предполагается зачётный многодневный поход. Для того, чтобы учащиеся получили от него максимум полезных навыков, педагоги дополнительного образования, реализующие программу, организуют подготовку предстоящего путешествия в форме проектной деятельности.
Суть проекта - организация, подготовка и проведение многодневного туристского похода. Реализация проекта делится на 4 этапа: общеподготовительный, специально подготовительный, практический и заключительный.
Общеподготовительный этап предполагает овладение учащимися общими туристскими знаниями и навыками. Для этого разрабатывается обширный перечень конкретных практических заданий: подготовка докладов, сообщений, создание учебных кейсов, разработка публикаций, буклетов, презентаций, видеороликов по оказанию первой медицинской помощи, технике вязания туристических узлов, изготовлению туристических носилок; создание карт для спортивного ориентирования и т.д.
На специально подготовительном этапе учащиеся собирают картографический материал, информацию о достопримечательностях по маршруту, выполняют расчѐт сметы похода, продовольственной раскладки, меню.
Практический этап - это осуществление задуманного - реализация многодневного туристского похода, со всеми трудностями, экстремальными ситуациями, развлечениями, достопримечательностями.
По итогам похода (в рамках заключительного этапа) ребята на основе своего личного фото и видеоматериала монтируют фильм или создают общий фотоальбом.
В результате реализации проекта учащиеся осваивают, совершенствуют навыки работы с ПК, офисными программами (Word,
Excel, PowerPoint, Publisher), графическими редакторами, работают с интернет-сервисами (почтовыми, поисковыми, навигационными). Но главное, что в ходе этой работы дети развивают своё творческое мышление, формируют личностные качества, умение работать в команде, выполнять определённые обязанности, нести ответственность за себя и других, учатся планировать и анализировать свои действия, получают неоценимый жизненный опыт общественного взаимодействия.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. - 2006.- № 7. - С. 3 — 7
3. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160с.

goncharienko_olgha@mail.ru, +7(917)-176-97-66

2018