Актуальные вопросы дошкольного образования

Хохлова Е. П. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование методом мнемотехники

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Аннотация: в статье рассматривается вопрос эффективности наглядного моделирования методом мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного зрительного образа, интересного для дошкольника, мнемотехника позволяет ребенку с общим недоразвитием речи, перерабатывая наглядную информацию, обогащать связное высказывание. Наглядное моделирование методом мнемотехники способствует эффективному развитию связной речи у детей с ОНР, превращая процесс образовательной деятельности в интересную игровую форму, минуя тяжелые умственные и физические нагрузки.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, наглядное моделирование, мнемотехника, мнемотаблицы.
Речь является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека. Способствуя социальному взаимодействию индивидов, речь выступает своеобразным фундаментом коммуникационных процессов личности, без которых невозможно полноценного существования общества.
А.Н. Гвоздев отмечает, что связная речь является высшей формой мыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка, которая проявляется в сформированности грамматического строя речи, лексического словаря и фонематических процессов. Овладение связной речью имеет прямо пропорциональную связь с общим речевым развитием ребенка и успешностью его дальнейшего обучения [1, с. 68].
Одной из серьезных проблем, возникающих в детском возрасте, является нарушение связной речи, которая выступает важнейшим фактором формирования личности ребенка и его психологического развития. Общее недоразвитие речи (ОНР) на текущий момент одна из самых сложных и распространенных патологий речевого нарушения, встречающегося у детей дошкольного возраста. Данная речевая патология оказывает непосредственное влияние на коммуникативную деятельность и социально-личностное развитие ребенка. Р.И. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.М. Мастюкова, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяли несколько уровней речевого развития согласно степени тяжести проявления дефекта, которое характеризуется как нарушениями отдельных единиц связной речи, так и полным ее отсутствием [4, с. 69].
Увеличение количества детей с ОНР, сложность и отягощенность речевой симптоматики являются причинами поисков эффективных методов коррекции данного нарушения в рамках образовательного процесса.
К.Д. Ушинский в своих исследованиях подчеркивал, что наглядность выступает одним из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. Ученый отмечал, что при использовании метода наглядности у ребенка пробуждается интерес к заданию, что способствует эффективному усвоению материала [7, с. 45].
На сегодняшний день многие ученые, придерживаясь мнения К.Д. Ушинского, рассматривают развитие связной речи у детей с ОНР через наглядное моделирование методом мнемотехники.
В.П. Глухов рассматривает мнемотехнику в качестве методов и приемов, способствующих эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, которая демонстрируется наглядным способом посредством блоков-квадратов с различными изображениями [2, с. 86].
Так В.А. Ковшиков отмечает, что дети с ОНР в процессе коррекционных занятий быстро утомляются и теряют интерес к заданию, в то время как использование наглядных моделей позволяет решить данную проблему, вызывая интерес ребенка и способствуя развитию его памяти, что положительно сказывается на усвоение материала [3, с. 60].
Т.А. Ткаченко подчеркивала актуальность мнемотехники тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается эффективнее. В свою очередь, использование мнемотаблиц в коррекционной работе по развитию связной речи у детей с ОНР позволяет ребенку, перерабатывая наглядную информацию, обогащать связное высказывание [5, с. 54].
Смышляева Т.Н. определяет мнемотехнику как схему составления рассказов, на основе которой можно создавать различные дидактические игры. По мнению ученой, запоминание при использовании мнемотехники носит непроизвольный характер, позволяя детям усвоить новый материал путем образования дополнительных ассоциаций, при этом развивая связное высказывание [6, с. 45].
Таким образом, наглядное моделирование методом мнемотехники способствует эффективному развитию связной речи у детей с ОНР, превращая процесс образовательной деятельности в интересную игровую форму, минуя тяжелые умственные и физические нагрузки.

Список использованной литературы

1.       Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство­ Пресс, 2017. – 197 с.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Юрайт, 2020. – 386 с.
3. Ковшиков В.А. Детская речь: норма и патология. – Самара.: ВИКИНГ, 2008 г. – 360 c.
4. Р.Е. Левина «Основы теории и практики логопедии». – М.: ВЛАДОС., 1997 г. – 256 c.
5. Т.А. Ткаченко «Учим детей говорить правильно». – М.: ЭСКМО., 2011 г. – 189 c.
6. Смышляева Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Юрайт, 2020. – 186 с.
 7. Ушинский К. Д. Родное слово. – М.: Просвещение, 2011. – 151 с.
2021-03-30 16:03 2021