Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Адрахманова П.С. Методические рекомендации по формированию навыка творческого пересказа у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III–IV уровня

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Хорошо продуманное, педагогически тонкое руководство творческим пересказом ребенка способствует формированию личности, его умственному, речевому развитию. Умение рассказывать помогает ребенку преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах, вызывая в них интерес к произведениям искусства, окружающему их в жизни.
Обучение творческому пересказу мы предлагаем осуществлять по следующим этапам.
1) Подготовительный.
Цель – мотивация детей к обучению творческому пересказу.
2) Основной.
Цель – подобрать тексты для творческого пересказа и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи.
3) Заключительный.
Цель – организовать конкурс на творческий пересказ.
На подготовительном этапе мы рекомендуем замотивировать детей к предстоящему обучению творческому пересказу.
Следует помнить, что ни одно занятие невозможно без создания положительной мотивации к её реализации. Создание мотивации способствует не только воспитанию интереса к творческому пересказу, но и формирует определенный уровень осознанности данной деятельности. Поэтому предлагаемые нами игры и упражнения на подготовительном этапе направлены на развитие у детей мотивации к обучению и ознакомление детей с категориями текста. Продолжительность данного этапа 2 – 3 недели. Для создания мотивации мы предлагаем следующие задания.
1) Упражнение «Верно или не верно?»
Цель упражнения: повышение мотивации к чтению, формирование умения выделять главное и второстепенное.
Педагог читает текст, который детям незнаком. После его прочтения педагог задает вопросы, начинающиеся со слов: «Верите ли вы, что...?» Дети, опираясь на интуицию и знания окружающей действительности, дают ответ «да» или «нет». Затем прогнозы сравниваются с содержанием текста.
2) Упражнение «Рассказ за минуту».
Цель упражнения: формирование умения выстраивать структуру высказываний.
В течение одной минуты педагог предлагает детям монолог на определенную тему.
Упражнения необходимо проводить в следующей последовательности: сначала педагог предлагает темы, личные для ребенка (любимая игрушка), затем близкие темы (школа, друзья), далее темы хорошо знакомых произведений.
3) Упражнение «Связки».
Цель упражнения: формирование умения понимать, что такое связный текст и устанавливать логику текста.
Педагог читает детям текст, после этого предлагает создать набор ключевых слов. Затем ключевые слова сравниваются и выделяются наиболее частотные.
На втором этапе мы предлагаем работу над различными видами творческих пересказов текстов.
Организуя занятия по обучению дошкольников творческому пересказу, рекомендуем придерживаться следующего плана.
1) Подготовительная работа направлена на подготовку детей к восприятию текста. На этом этапе мы предлагаем: познакомить детей с жизнью, творчеством писателя, расширить представления детей о событиях, явлениях, происходящих в тексте, объяснить детям новые, сложные слова, без понимания смысла которых будет затруднено усвоение содержания.
2) Основная часть. На этом этапе мы предлагаем: первое прочтение текста без установки на пересказ (для того чтобы создать живые и яркие образы, произведение следует читать выразительно, используя мимику и жесты), разбор текста в вопросно-ответной форме (не следует задавать детям большое количество вопросов, так как это может снизить яркость первого впечатления), повторное прочтение текста с установкой на пересказ; пересказ текста детьми в форме, предложенной педагогом.
3) Заключительная часть: анализ творческих пересказов детей.
На материале произведения для творческого пересказа мы рекомендуем проводить лексико-грамматические упражнения, которые помогут детям минимизировать грамматические ошибки при пересказе, повысить уровень лексического запаса; уменьшить количество слов, не несущих смысловой нагрузки.
Эффективность работы по развитию лексико-грамматического строя речи будет успешнее при многократном проведении одних и тех же игр на материале разных произведений, многообразии проводимых упражнений (различное содержание, разнообразные формы), применение наглядности.
На заключительном этапе предлагаем организовать конкурс на пересказ с творческим продолжением по отрывку из рассказа Н. Н. Носова «Мишкина каша».
«Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить... А теперь придумайте продолжение текста»
Работу над творческим пересказом рекомендуем проводить в определенной системе, которая предполагает постепенное усложнение заданий и текстов для пересказа.
Для дошкольников мы предлагаем применять следующие виды творческого пересказа: пересказ с творческим продолжением, пересказ с изменением персонажа, пересказ с изменением лица рассказчика, пересказ от лица одного из героев. После того, как предложенные виды творческого пересказа станут доступны детям, можно постепенно вводить новые.
Разработанные методические рекомендации по обучению дошкольников 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи III – IV уровня творческому пересказу рассчитаны на один учебный год.
Таким образом, для того чтобы преодолеть недостатки развития связной речи, необходимо учитывать особенности работы по формированию навыка творческого пересказа. Умение придерживаться темы, излагать свои мысли точно и последовательно являются важными качествами связной речи, которые формируются в систематичной работе по развитию навыка творческого пересказа.

Библиографический список

1.       Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – Москва: Litres, 2018. – 422 с.
2.       Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей / Л.В. Ворошнина. – Москва: Юрайт, 2018. – 291 с.
3.       Калинченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия / С.А. Калинченко. - Москва: ВЛАДОС, 2015. – 55 с.
4.       Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет / Н.В. Нищева. – Москва: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
5.       
2019