Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Алижанов А. С. К вопросу воспитания дисциплинированности воспитанников суворовского военного училища

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Один из факторов становления личности воспитанника суворовского училища - это воспитание. Процесс воспитания в суворовском военном училище определяется как системная деятельность по комплексному воздействию воспитателей и педагогов, направленная на формирование духовности воспитанников основываясь на общепринятые ценности; поддержку в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и личностном становлении; создание условий для самореализации личности суворовца. Воспитательные воздействия в рамках суворовского образовательного учреждения предполагают координирование поведения воспитанников с установленными правилами и требованиями. Обязывающее подчинение суворовца в процессе воспитательного воздействия установленным правилам и порядку служит неотъемлемой эффективной частью воспитательного процесса.
Главенствующее значение в процессе воспитания, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении, отводится правилам поведения воспитанника. Дисциплина не ущемляет права суворовца и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность суворовцев и их готовность к личностному росту в воспитанности и дисциплинированности.
В повседневной речи термины «дисциплина» и «дисциплинированность» часто понимаются как равнозначные, несмотря на то, что в действительности, они не являются таковыми. Сущность дисциплины подразумевает двусторонние отношения руководства и подчиненного, в то время как дисциплинированность означает личностные качества и характер поведения.
В средних учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации вопросы воспитания дисциплинированности значимы, так как в ходе повседневной жизни происходит формирование основ дисциплинированного поведения суворовца. В связи с этим, эффективное решение вопроса воспитания дисциплинированности воспитанников суворовского училища является одним из приоритетных условий добросовестного выполнения им требований, предъявляемых к суворовцу. Проведение системной работы по воспитанию в процессе обучения, нацеленной на поддержание и укрепление суворовской дисциплины, является для воспитанника, а соответственно, будущего офицера, залогом дальнейшего успешного профессионального роста.
В обобщенном виде планирование основных мероприятий по повышению дисциплинированности у суворовцев в процессе воспитательного воздействия включает в себя:
- группу установочных мероприятий, направленных на формирование у субъекта воспитания ориентировочной основы действий, соответствующих мотивационных установок на предстоящую деятельность, на критическое осмысление своего педагогического опыта в области воспитания, уяснение необходимости построения своей деятельности на основе выводов и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- систему мероприятий, связанных с решением задачи повышения методической подготовки воспитателя, углубленного изучения закономерностей, принципов, методов, приемов педагогической деятельности субъекта воспитания по формированию у суворовцев ответственности, освоение передового опыта, а также выработка единого подхода к данной проблеме и согласование условий в ходе данного процесса;
- комплекс индивидуальных мероприятий в определении их роли и места в общей системе воспитания суворовцев, повышению методической вооруженности и овладению приемами педагогического влияния на воспитанников, формированию личностных компонентов педагогической культуры и т.д.
- разработку технологий индивидуально-воспитательной деятельности, формирование направленности учебного коллектива на развитие у суворовцев ответственного отношения к выполнению своих обязанностей.
Структура воспитания дисциплинированности у суворовцев в системе воспитательного воздействия:
- обеспечение личной примерности сотрудников суворовского училища;
- выполнение в ходе занятий, повседневной жизнедеятельности требований устава суворовского училища, использование традиций, ритуалов;
- формирование единства задач, стоящих перед воспитанниками с теми, которые предстоит выполнить сотрудникам суворовского училища;
- комплекс воспитательных задач, вытекающих из конечной цели воспитания и отражающих внутреннюю структуру формируемого качества;
- педагогическую деятельность преподавателя, осуществляемую во взаимодействии с воспитателями и другими субъектами воспитания с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
- целенаправленная деятельность суворовцев по самовоспитанию, осуществляемая под управлением субъекта воспитания.
Совокупность факторов, влияющих на организацию воспитания дисциплинированности у суворовцев в процессе воспитательного воздействия состоит из следующих факторов:
- индивидуально-психологический – профессиональная направленность, способности, воля, характер обучающихся;
- социально-психологический – сплоченность; готовность ориентироваться на нормы, мнения, ценности, оценки коллектива; направленность суворовского коллектива на достижение высоких результатов в учебной деятельности, ответственное отношение к освоению учебной программы;
- педагогический – уровень профессиональной готовности воспитателя к осуществлению эффективности деятельности по воспитанию дисциплинированности у суворовцев в ходе обучения.
Пути и условия эффективного воспитания дисциплинированности у воспитанников суворовского училища субъектом воспитания на занятиях и внеурочной деятельности определяется:
- обоснованием технологии воспитательной деятельности по воспитанию ответственности у воспитанников; организация продуктивного диагностирования психологических особенностей воспитанников и результативного осуществления индивидуально-воспитательных воздействий;
- формированием направленности учебного коллектива на развитие у воспитанников ответственности.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости постоянного, системного воспитания воспитанников суворовского училища, то есть осуществить процесс формирования воспитанной, высоконравственной личности суворовца, развить его положительные качества и свойства. Это способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, сознание, нравственность, дисциплинированность, нормы, стандарты, привычки поведения и чувства.

Библиографический список

1.       Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Эксмо, 2008.
2.       Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I/ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «<Большая Российская энциклопедия», 2003.
3.       
2020