Костюк М.Ю. Сценарий открытого занятия внеурочной деятельности по теме «Английское чаепитие»
Библиографическое описание: Костюк М.Ю. Сценарий открытого занятия внеурочной деятельности по теме «Английское чаепитие» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Цели:
- образовательная: обобщить знания учащихся об особенностях и традициях английского чаепития; познакомить обучающихся с особенностями английской культуры; повторить лексику по данной теме; сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.
- развивающая: развитие творческих способностей обучающихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух, развитие способностей подбора выражений, адекватных ситуации.
- воспитательная: формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе; воспитывать у обучающихся интерес к познанию истории и культуры других стран и народов; учить правильно и грамотно выступать на публике.
Задачи:
1. Создание условий для развития логического мышления учащихся, умения понимать, анализировать, высказывать свои мысли, аргументировать;
2. Способствовать укреплению знаний о традициях и обычаях стран изучаемого языка;
3. Совершенствовать лексические навыки, применяя их в заданной ситуации; развивать произносительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проходить все этапы работы над проектом, создавать буклеты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Teacher: Good morning, take your seats. Today we have an unusual lesson because you can see the guests in our class. And I hope we have a good time.
2. Мотивация учебной деятельности и целеполагание
Now look at the screen, please. (На экране транслируется реклама чая Ричард)
Teacher: What do you think our lesson today is about?
Students: English tea party/English tea ceremony
Teacher: Right. Why is it important to know about English tea drinking?
Students: Tea is a special tradition for many people, and England is the founder of this tradition.
Teacher: Is there much information about English tea drinking in school textbooks?
Students: No, there is little information about this ceremony in textbooks.
Teacher: Do you agree that England has its own traditions and customs, so the tea party has become a special ceremony for the British?
Students: Yes, of course
Teacher: «Легче представить Британию без королевы, чем без чая», - шутят англичане. Чай в Англии – больше, чем чай. Традиции его пития соблюдают и королева, и простые британцы. Это особая культура – от заваривания до употребления; у нее много приверженцев и далеко за пределами острова.
В 1662 году принц Карл II женился на португальской принцессе, Катерине, которая принесла с собой обычай пить чай при дворе.
Сначала, чай был популярен среди богатых людей и только потом среди других английский жителей.
Популярность чая была сформирована медленно, но навсегда.
Традиционно англичане пьют чай 6-7 раз в день: самая первая чашка чая – это ранняя утренняя чашка (приблизительно в 6 часов утра), затем около 8 часов утра – английский завтрак; дальше во время ланча идет -славная чашечка чая; знаменитый 5-ти часовой чай; после работы – высокий чай и в постели последнее чаепитие.
Англичане говорят: «В 7 часов утра чашка чая поднимет вас с постели, а в 9 часов вечера уложит спать. Если вы выпьете его утром, он стимулирует вас для дальнейшей работы, если вы выпьете его днем, он приведет в порядок ваши мысли.»
Самым известным английским чаепитием является «five-o’clock» — «пятичасовое» чаепитие, устраиваемое по всей Британии. В это время закрываются магазины и учреждения, офисы и банки — все пьют чай. Ни один руководитель не рискнет запретить своим подчиненным сделать перерыв на чашечку чая в пять часов дня: подобный шаг может весьма негативно сказаться на отношениях внутри коллектива. По традиции «пятичасовой чай» пьют с хлебом, маслом, свежими огурцами и помидорами, яйцами, разными тостами, булочками, джемом и так далее.
3. Актуализация знаний, работа с лексикой
Teacher: Let's be Englishmen today and try to hold an English tea ceremony. But first let’s revise the tea vocabulary. I say in Russian, you translate into English (учитель называет слова на русском языке, обучающиеся переводят их на английский):
A tablecloth, a vase, napkins, a teapot, a tea cup, a saucer, a dessert plate, a a teaspoon, a jug, a tea strainer, a sugar-bowl, boling water, brew, to brew tea, scone, tea snacks, tea-cosy.
4. Работа по теме занятия
Teacher: Let's work in groups.
The first group should make a booklet on tea table setting. Use these phrases. The second group should make a booklet on tea brewing recipe. Use these phrases. And the third group should make a booklet on tea etiquette.Use these phrases. Russian phrases in booklets will help you. Also, the third group should make a small talk because according to etiquette, tea drinking should not be accompanied by silence.
You have 5 minutes, then you will demonstrate your products at the tea table.
(Обучающиеся работают в группах и создают буклеты по сервировке чайного стола, завариванию чая и чайному этикету)
Teacher: Time's up.
Now let’s set the table for tea party. (Обучающиеся демонстрируют сервировку стола):
1.You must cover the table with a white table-cloth. Вы должны накрыть стол с белой скатертью.
2. Put the tea-cups and saucers for every person. Положите чайные чашки и блюдца для каждого человека.
3. Put a dessert plate for every person. Поставить десертную тарелку для каждого человека.
4. Put a tea spoon for every person. Положить чайную ложку для каждого человека.
5. Put a jug with milk. Поставить кувшин с молоком.
6. Put the sugar. Поставить сахар.
7. Put a tea strainer. Положите ситечко для чая.
8. Put a teapot for brewing tea. Поставить чайник для заваривания чая.
9. A teapot with boiled water. Чайник с кипяченой водой.
10. Put the napkins. Положите салфетки.
11. Put a vase of flowers and a vase of tea snacks. Поставьте вазу с цветами и вазу с закусками к чаю.
Teacher: Let’s make English tea (Обучающиеся показывают процесс приготовления чая по ходу рассказа)
1. Boil the water. - Вскипятите воду.
2. Warm the pot. - Налейте кипяток в заварочный чайник, чтобы нагреть его. Вылейте воду.
3. Put one teaspoon of tea in the pot for each person and one extra for the pot. - Насыпаем заварку – по чайной ложке на каждого человека + одна добавочная ложка на чайник. Чай заваривается исходя из того, что в чашках он уже не будет разбавляться кипятком.
4. Pour hot water into the pot. - Налейте кипяток в заварочный чайник.
5. Take a tea-cozy to put on the teapot. - Взять шерстяной чехол, положив на чайник.
6. Wait for some minutes - Завариваем чай несколько минут.
Teacher: Пока чай заваривается, поговорим о молоке.
Многие знают, что традиционным английским чаем является «белый чай», то есть чай с молоком или сливками. Молоко – обязательный участник чаепития по-английски. И вот здесь начинаются главные споры среди любителей чая, а именно: что нужно наливать в чашку раньше – чай или молоко? В Британии порядок, по которому молоко и чай наливались в чашку, часто определял социальный класс. Представители рабочего класса наливали сначала молоко, а потом чай. Дело в том, что под воздействием кипятка тонкая фарфоровая чашка могла легко треснуть, а удовольствие это было весьма недешевое. Чтобы избежать подобной неприятности, в чашку сначала наливали молоко, а уже потом добавляли чай. Представители среднего и высшего класса наливали сначала чай, а потом добавляли молоко. Такой способ, якобы, позволял точно определить необходимое количество молока.
Говоря о добавках к чаю, следует также отметить, что англичане, как правило, не пьют чай с лимоном и называют его «русским чаем». По их мнению, лимон – не самое удачное дополнение к чаю, с чем, конечно, можно поспорить.
5. Физминутка
I see you are a bit tired. Let’s have a rest.
When I say «name», you say your name. When I say «clap», you clap your hands. When I say «walk», you walk. When I say «dance», you dance. And now, when I say «name», you clap your hands. When I say «clap», you say your name. When I say «walk», you dance. When I say «dance», you walk.
6. Продолжение работы по теме занятия
Teacher: Now let’s see tea etiquette
Students:
1. Sit at the table. Put the napkin on the knees - Степенно садимся за стол. Салфетку кладем на колени
2. Pour the tea into cups using a strainer. - Наливаем чай в чашки, используя ситечко.
3. Pour milk. - Наливаем молоко
4. If you drink tea with sugar, mix the sugar not in a circle, as we do, but forward-backward. Then place the spoon on the saucer. - Если чай пьется с сахаром, то сахар в чашке размешивается не по кругу, как у нас, а вперед-назад. Потом ложечка кладется на блюдце.
5. According to tea etiquette, tea cup and saucer must be taken from the table together: with the left hand we take the saucer and with the right hand – the cup. It is not right to drink tea from saucers. - Согласно чайному этикету, чашка и блюдце должны быть взяты со стола вместе: левой рукой – блюдце, а правой – чашку. Питье чая с блюдца, так же, как и в России, считается нарушением этикета.
6. Don’t put your elbows on the table. - Локти ни в коем случае не должны находиться на столе.
7. Enjoy your tea! - Пьем чай медленно. Наслаждаясь его вкусом!
Small talk (учащиеся ведут непринужденный диалог о погоде на английском языке)
Teacher: Чайные закуски обычно подаются на трехэтажной вазе. На первом этаже располагаются сэндвичи. Делаются они из белого хлеба (при этом обязательно обрезаются корочки), а сверху мажутся различными начинками: сливочным маслом с огурцом, сливочным сыром и копченым лососем, измельченным вареным яйцом, салатом и майонезом. Употребление в пищу закусок начинается с первого этажа и завершается закусками, которые располагаются на третьем этаже вазы. Здесь мы можем увидеть свежие пирожные: фруктовый кекс, викторианский кекс, шоколадный кекс, имбирный хлеб, песочное печенье-пальчики, корзиночки со свежими фруктами. На втором этаже обычно располагаются английские классические булочки сконы, которые принято есть с девонширскими сливками и домашними джемами. Сконы разрезаются пополам, потом намазываются сливками и джемом.
В разных частях Великобритании до сих пор спорят, как правильно есть сконы: сначала сливки, а потом джем, или наоборот. Так, в марте прошлого года разгорелся страшный скандал между жителями графств Корноулл и Девон. Дело в том, что кафе графства Корнуолл опубликовало фотографию, изображающую сконы, где джем – о ужас! – помещался поверх сливок! Так принято есть в Девоне, но никак не в Корноулле. «Стыд и позор!» – сказали жители Корноулла и назвали это не иначе как «культурным вандализмом», а также призвали бойкотировать данное заведение. Благо владельцы кафе быстро отреагировали на сложившуюся ситуацию и принесли извинения, сотрудник, ответственный за это, получил выговор и отправлен обратно в Девон. Теперь в этом кафе в Корноулле подают джем и сливки отдельно.
7. Подведение итогов работы над проектом, созданном в рамках занятия
Teacher: Сегодня вы создали полноценный проект, пройдя все этапы работы над ним. Вы сформулировали тему проекта, посмотрев видеоролик о рекламе чая (Английское чаепитие). Вы сформулировали актуальность, ответив на мой вопрос, почему эта тема важна (Все люди пьют чай, а Англия является законодателем этой традиции). Вы сформулировали проблему, объяснив, что информации об Английском чаепитии в школьных учебниках очень мало. Вы сформулировали гипотезу, согласившись с тем, что Англичане имеют свои обычаи, которые стали результатом того, что чаепитие является целой церемонией. Вы сформулировали цель и задачи проекта - почувствовать себя англичанами, проведя церемонию чаепития в классе. И вы создали 3 продукта - буклеты с информацией о сервировке стола, о заваривании чая и о правилах поведения за столом во время чаепития, которые решают проблему отсутствия информацию о чаепитии в учебниках школьной программы.
Просмотр и разбор видео церемонии чаепития, который в прошлом году создавала 9-классница Елизавета Горячева в рамках индивидуального проекта «Английское чаепитие».
8. Работа с грамматикой
What is the most popular story about English tea party? (Alice in Wonderland). Let's practice the English grammar with the Hatter and Alice. (Учащиеся составляют предложения на тему чаепития, используя изученные времена английского языка).
9. Подведение итогов занятия
Your work is excellent today. At home you can have a tea ceremony with your family.
10. Рефлексия
Leave your impression about this lesson by scanning the qr-code.
Сейчас отсканируйте, пожалуйста, qr-code и оставьте впечатления о сегодняшнем занятии.
Библиографический список
1. Английская чайная церемония – правила и порядки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yes-english.ru/anglijskaya-chajnaya-ceremoniya-pravila-i-poryadki/ (26.01.2019).
2. Английский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций [Текст] / Ю.Е. Ваулина [и др.]. М.: Просвещение, 2017 С. 86-93.
3. Барри, Дж. Питер Пэн [Текст] // Сказочные повести. – М.: Детская литература, 1983 – Т. 40 – С. 16.