НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бодрова О.Н. Что такое память? Виды памяти и её особенности

Библиографическое описание:
Бодрова О.Н. Что такое память? Виды памяти и её особенности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Память – это непрерывный процесс самоорганизации опыта, никогда не прекращающийся в психике человека. Подобно тому, как никогда не прекращается процесс кровообращения и кислородного обмена в живом организме. Память связывает про шлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память – одна из врожденных функций человека.

Как и любая психическая функция, память несколько изменяется с возрастом. Человек учится управлять памятью, она таит огромные потенциальные возможности. Память человека избирательна. Она имеет свои законы и, зная её реальные свойства можно добиться улучшения показателей памяти.

Современные психологи определили, что отдельные виды памяти могут быть классифицированы по трём основным критериям:

1) по характеру пси хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроиз вольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепле ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на мгновенную, кратковременную, долговременную, опе ративную и генетическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Образная память в свою очередь может быть подразделена в зависимости от органов чувств, воспринимающего информацию из внешнего мира, на зрительную (когда вспоминаются зрительные образы вещей и явлений), слуховую (когда запоминаются звуки, тон, голоса, музыка), осязательную (память на прикосновения к тем или иным предметам), обонятельную (память на запахи) и вкусовую (память на вкусовые ощущения разных продуктов). В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая, значительную часть информации о внешнем мире человек получает через глаза и уши.

Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запомина ния; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожден ными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индиви дуальные особенности обуславливают различные типы памяти: у людей может преобладать наглядно-образный, словесно-логический или эмоциональный вид памя ти.

По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память: запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. При этом следует помнить, что лучше непроизвольное запоминается эмоционально окрашенный, то что волнует человека, побуждает те или иные чувства. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

В произвольной памятипроцесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели. Человек хорошо запоминает то, что ему интересно или связано с его профессиональной деятельностью.

При произвольном запоминании могут использоваться те или иные мнемические приёмы, облегчающие нахождение в памяти необходимой информации. Выработка этих приёмов требует определённых навыков. Но именно в совершенствовании мнемических приёмов и заключается возможность совершенствования памяти.

По продолжительности хранения материала память может быть разделена на: мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная память способна удерживать точную и полную картину только что воспринятого материала органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Некоторые исследователи отдельно выделяют из кратковременной в оперативную память- память на последовательность действий во время выполнения того или иного действия. Срок хранения рассчитан на решения поставленной задачи. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться. По длительности хранения информации и своим свойствам это вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память — характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения.

Информация, поступающая из окружающей среды, воспринимается и обрабатывается различными сенсорными системами и поступает в долговременное хранение. Как правило в долговременном хранении информация находится от нескольких минут до нескольких часов. В течении нескольких часов после получения информации сознание «отбирает» материал для долговременного хранения и «стирает» из памяти лишнюю информацию. Материалы из кратковременного хранения постоянно взаимодействуют с материалами из долговременного хранения.

Долговременная память способна хранить информацию в течении неограниченного срока хранения. Она характеризуется длительностью и прочностью хранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление памяти, приобретённых человеком в процессе выполнения различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.) Материалы в долговременной памяти могут храниться долгие годы.

Генетическая память (наследственная) сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врождённые формы видового поведения (инстинкты), а также некую предрасположенность к определённым формам социального поведения. Она устойчива к повреждающим факторам, что обеспечивает надёжность наследственной информации.

Жить в наше время очень интересно и очень сложно. И все по одной причине: огромный поток информации, приходящийся на одного человека. Мы должны помнить о тысяче дел, запоминать десятки лиц и телефонов, ориентироваться в работе и пространстве. На службе у человека десятки вспомогательных устройств, а естественные возможности организма используются не в полном объеме. Поэтому необходимо тренировать память, чтобы наиболее полно воспринимать окружающий мир.

Литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. М., 1998.

2. Бабаева Т.И. У школьного порога. М., Просвящение,1993.

3. Бакланов В.С. Как сохранить и улучшить память. М., Воскресенье, 1995.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С-Пб., Союз, 1997.

5. Липп Д. Улучаем память в любом возрасте. М., Издательство мир, 1993.

6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. //Хрестоматия по психологии// Под. Ред. Петрова А.В., М., 1998.
2023