Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шишкунова О.Я. Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных организациях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ стала одной из самых актуальных проблем.
Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Начинать работу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ необходимо с создания методической базы, куда входят дидактические пособия, печатные издания типовых тестовых заданий, тренажёры, презентации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, по мнению словесников, должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и быть ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. С каждым годом моя методическая база всё пополняется и пополняется.
Кабинет русского языка и литературы оснащен учебно-методическими пособиями ФИПИ и пособиями, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9 - 11 классах, утверждённых ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Они снабжены ответами. Пособия позволяют эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы.
Накоплен банк тестовых заданий. В своей работе я применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет- ресурсы).
Эффективно помогают мне в подготовке к экзаменам специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять самоконтроль за выполнением задания. Использование новых информационных технологий дает возможность разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения, улучшить усвоение нового материала. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on - line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты http://www.ege.edu.ru и сайт ФИПИ http://www.fipi.ru, «По уши в ГИА».
В 7-9 классах ученики выполняют различные тесты в режиме on - line на сайте http//www.saharina.ru/. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Использование перечисленных сайтов на уроке позволяет познакомиться с каждой темой в течение 10-15 минут. Остальное урочное время уходит на решение практико-ориентированных задач. Так отрабатывается базовый уровень.
Для дифференцированного обучения использую специально подобранный раздаточный материал. Выполнив задания, учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания. Задания же, с которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стала понятна причина затруднения.
Я собираю материал и формирую папки: для подготовки к ОГЭ; с готовыми текстами для обучения сжатому изложению (9 класс); с методическим материалом для написания сочинения (9 класс); для подготовки к ЕГЭ; с методическим материалом для написания сочинения (11 класс). Работа с текстом учит слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой текст и создавать собственный, аргументировать проблему. Такая работа направлена на формирование умений создания собственного текста. Этому способствует использование межпредметной интеграции. На уроках русского языка и литературы связные тексты используются для обучения конспектированию, тематическому сообщению, составлению планов и отзывов.
Регулярно провожу школьные диагностические работы в форме ОГЭ и ЕГЭ. Результаты заносятся в диагностическую карту. Такой мониторинг позволяет обнаружить задания, наименее успешно выполняемые учащимися, и скорректировать образовательную деятельность. После каждой диагностической работы провожу работу над ошибками в тестовой части.
В 8 - 9 классах провожу работа по формированию грамотной, выразительной речи учащихся (в ОГЭ критерий ГКЗ, ГК4 при оценивании изложения). Предложения с наиболее грубыми речевыми ошибками, допущенными учащимися при написании сжатого изложения, заносятся в отдельный бланк. В пустом поле учащимся предлагается написать исправленный вариант. Такая работа позволяет детям взглянуть на свои ошибки как бы «со стороны», формирует мотивацию в следующий раз проверять свою работу тщательней.
В 8 классе на уроках веду работу по формированию навыка сжатия текста (критерий ИК2 при оценивании изложения), а также другие виды работ с текстом: выделение основной мысли, составление различных видов плана, конспектирование, постановка вопросов к тексту. Также провожу работу по обучению ребят само- и взаимопроверке сжатых изложений. Учащиеся, проверяя текст изложения, отмечают замеченные ими ошибки, определяют их тип. Такая деятельность способствует повышению концентрации внимания учащихся при написании следующего изложения.
В 10-11 классах для обучения написанию итогового сочинения предлагаю каждое изученное литературное произведение рассматривать с точки зрения проблематики, обсуждать предполагаемое направление, тематику итогового сочинения. Помимо этого, учащиеся пишут фрагменты сочинений, приводя аргументы из данного произведения.
Для успешного выполнения тестовых заданий ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. В старших классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10-го класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и муниципальных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их устранению.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, можно скорректировать уровень знаний, умений и навыков обучающихся по всем разделам школьного курса.


Список литературы

1.Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / А.П. Сдобнова, Ю.О. Бронникова, И.А. Тарасова; Под ред. А.П. Сдобнова. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 176 c.
2. Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи. 2-е изд. / Ю.О. Бронникова. — М.: Флинта, 2009. — 176 c.
3. ЕГЭ-2019. Русский язык Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. ФИПИ
2018