НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Широкова И.К. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Широкова И.К. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Необходимость развития творческих способностей с дошкольного детства объясняется тем, что именно в этот период закладываются основные

направления развития личности в дальнейшем. Соответственно, для детей

дошкольного возраста должны быть созданы оптимальные условия для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.

В условиях современного дошкольного образования существует проблема создания условий для развития творческой способности ребёнка. Известно, что без проявления творческой инициативы весь процесс обучения теряет свою смысловую значимость. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений. В этом и состоит вся ценность способности человека, которая носит творческий характер.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

— свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);

— открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;

— деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;

— обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.

Огромное влияние на творческие процессы оказывает развитие воображения. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.

Воображение возникает и начинает выполнять свои функции уже на первых этапах формирования предметного действия и восприятия.

Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной

деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении.

Традиционно, формами развития творческих способностей в дошкольном возрасте, выступают продуктивная деятельность (рисование, лепка, художественный труд по интересам), музыкально-театральная деятельность, чтение детских литературных произведений и произведений народного творчества.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел. Цель является важнейшим элементом структуры творческой деятельности.

Творческие способности развиваются поэтапно. На первом этапе развития творческих способностей используются сказки: создание сказочных образов, фантазирование по мотивам сказок способствуют «пробуждению» творческого воображения у дошкольников.

На втором этапе актуальна работа с серией картинок, позволяющих восстановить последовательность событий, используются методы ТРИЗ по формированию навыков управляемого воображения.

На третьем этапе закладываются основы системного мышления дошкольников на основе создания художественного или словесного образов. В работе с детьми по развитию творческих способностей интегрируются, соединяются и обогащаются различные виды творческой деятельности (речевая, художественная, познавательная, двигательная и другие). Дошкольники активно включаются в любую деятельность творческого характера, построенную в форме игры, что позволяет достаточно успешно развивать их творческие способности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает развитие умения актуализировать имеющиеся знания и представления для создания образа; создавать образы с привнесением в них творческих элементов; воплощать созданные образы в результаты различных

видов деятельности.

Литература:

1. Васильцова З. П. «Мудрые заповеди народной педагогики» учеб.-метод. пособие / З. П. Васильцова. — Москва: Изд-во Педагогика, 2002.

2. Алякринский Б. С. «О таланте и способностях» учеб.-метод. пособие — Москва: Изд-во МГУ,1988.

3. Петровский, А. В. «Введение в психологию» учеб.-метод. пособие / — Москва: Изд-во Академия, 2005.

4. Сидорчук Т. А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников: учебное пособие для работников дошкольных учреждений» АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015.
2023