НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Зиновьева О. Н. Программа по внеурочной деятельности по краеведению

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, Уставом ГБОУ СОШ с. Петровка.
Назначение программы: программа построена на формирование школьниками знаний об истории и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Актуальность и перспективность: современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Вид программы: авторская.
Цели программы – формирование научно-познавательного, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к географии Самарской области.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить учащихся с географией, промышленностью и населением Самарской области, культурными учреждениями, историей возникновения и развития малой родины;
- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, бережное отношение к истории, культуре, природе родного края.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две стороны: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. При реализации программы формируется интерес к изучению природы родного края; углубляются уже имеющиеся знания о родном крае; изучаются и исследуются конкретные объекты природы; формируются представления о природных сообществах области, представления об охраняемых территориях России и своей области. Осуществляется развитие личности ребенка посредством знакомства с географией и историей родного края.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями, такими как «Литература», «История», «Биология», «Изобразительное искусство», «Технология».
Формы и методы работы: экскурсии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, практические работы, проекты, наблюдения.
Форма занятий: групповая.
Программа «Живая география» рассчитана для учащихся 6 класса. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 34 часа. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации 1 год.
Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, школьный музей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:
o   знать способы происхождения географических названий, что обозначают символы на гербе области, Борского района;
o   знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности; как используются воды в хозяйстве своей местности; какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, хозяйствах, лесах, полях и около дорог, как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий;
o   знать основные типы почв области;
o   знать растения, произрастающие на территории области, их значение, уметь определять растения;
o   знать животных леса, луга, водоема и другими типов местообитания; знать какие меры принимаются по охране животных, какие созданы заповедники и национальные парки на территории своей области; принимать участие в мероприятиях по охране зверей и птиц; знать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты); перечислять виды зверей и птиц, на которых охота запрещена;
o   знать какие производства развиты в области, районе;
o   знать какие народы проживают в Самарской области, их обычаи, традиции;
o   знать известных писателей, поэтов, художников, музыкантов области, их произведения;
o   знать театры, музеи, достопримечательности, народные промыслы;
o   знать исторические события, происходившие на территории области; знать какие достопримечательности признаны в области памятниками культуры;
уметь:
o   показывать на карте Самарскую область, районы области, села;
o   соотносить даты событий истории Самарского края с основны­ми периодами отечественной истории; рассказывать о важнейших событиях истории и их участниках;
o   выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
o   приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов области, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов;
o   составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
o   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической инфор­мации из разных источников; ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
o   высказывать собственные суждений о наиболее значитель­ных событиях и личностях местной истории, об историко-культур­ном наследии народов.
Личностные результаты:
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии Самарской области, интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам и памятникам архитектуры.
Метапредметные результаты:
– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, умения работать с разными источниками географической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках), анализировать ее и оценивать;
– формирование и развитие ИКТ-компетентности (работа с интерактивными картами и другими интерактивными средствами, набор текста, работа с интернет-источниками, подбор иллюстраций);
– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
– становление умений адекватно использовать речевые средства для беседы, сравнивать разные точки зрения;
– овладение умением находить и использовать причинно-следственные связи;
– способность узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
– овладение картографическими методами работы на уроке;
– овладение методами географической науки: наблюдение и описание географических объектов и процессов;
– формирование этнического самосознания;
– формирование патриотических качеств;
- знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
– соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментам;
– овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты географии Самарской области.
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Аудиторных
Неаудиторных
1.
Введение. Самарская область. Где мы в России
2
-
2.
Поверхность и полезные ископаемые
1
1
3.
Погода в нашем крае
1
1
4.
Водоемы
1
1
5.
Почвы
1
-
6.
Растительность. Растительные природные сообщества Самарского края. Разнообразие видов растений в Самарской области. Растения лесов. Растения лугов, водоемов и болот. Растения степей. Редкие растения области. Значение растений.
5
2
7.
Животный мир. Животные природные сообщества Самарского края. Сообщество животных леса. Сообщество животных водоема. Сообщество животных лугов. Сообщество животных степи. Редкие и исчезающие животные Самарской области.
4
2
8.
Охрана природы. Красная книга – международное сотрудничество в охране природы. Территориальные формы охраны природы: заповедник имени И.И.Спрыгина. Национальные парки на территории Самарской области: «Самарская Лука», «Бузулукский бор».
4
-
9.
Хозяйство
1
-
10.
Население
1
-
11.
Культура
1
1
12.
Из истории края. Охрана памятников истории и культуры.
2
2
ИТОГО
24
10

Содержание программы
Введение. Географическое положение Самарской области, Борского района, села Языково. Работа с географической картой. Происхождение географических названий. Символика области, района.
Поверхность и полезные ископаемые. Геологическая карта области и размещение полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Особенности рельефа. Работа с геологической физической и картами Самарской области. Экскурсия в урочище Капралов.
Погода в нашем крае. Климат области. Наблюдение за погодой. Погодные явления. Работа с климатической картой Самарской области.
Водоемы. Реки, источники, находящиеся в области, районе, селе. Использование воды в хозяйстве. Мелиоративные работы. Топонимика. Работа с физической картой Самарской области. Конкурс фотографий. Экскурсия на р. Кутулук. Проект "Водные источники нашего села".
Почвы. Виды почв на территории области. Работа с почвенной картой Самарской области.
Растительность. Растительные природные сообщества области. Значение растений в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие растения. Охрана растений. Экскурсия в природу. Проекты: "Лекарственные растения Самарской области", "Редкие и исчезающие растения Самарской области".
Животный мир. Животные природные сообщества Самарской области. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Конкурс фотографий. Экскурсии: в национальный парк "Бузулукский бор", Борский краеведческий музей. Проект: "Животные - эндемики Самарской области".
Охрана природы. Охраняемые природные объекты области (района). Национальные парки: "Бузулукский бор", "Самарская Лука", заповедник имени И.И.Спрыгина. Проект: "Национальные парки Самарской области".
Хозяйство. Сельское хозяйство и промышленность Самарской области. Экскурсия в школьный музей, сельскую библиотеку. Проекты: "Сельское хозяйство. Растениеводство колхоза "Луч Ильича".
Население. Численность населения. Национальный состав. Фольклор.
Культура. Культурные ценности Самарской области. Театры, музеи, достопримечательности, народные промыслы.
Известные писатели, поэты, художники, музыканты области, района, села их произведения. Семья Аксаковых и село Языково. Встреча с местными поэтами О. Брюхановой, Ю.Михайловым. Экскурсия в школьный музей.
Из истории края. Исторические события. Памятники. Охрана памятников истории и культуры. Встреча с писателем и краеведом, участником ВОВ М.Т.Шишкановым. Участие в мероприятиях "Марафона Победы".
Библиографический список
1.       Алексушин Г.В. Самароведение: учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во САГМУ, 2012
2.       Воронин В.В, Гавриленкова В.А. География Самарской области. Пособие для учащихся 8-9 классов средней школы. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
3.       Ларина М.Ф, Файзулина Э.Ш, Рахимкулов Е.Р. Аксаковская земля. Уфа, 2013.
4.       Мишинина Е.В. Дворянская усадьба Языково (Богородское) в судьбе Аксаковых. Оренбург, 2014.
5.       Петрова Т.Е, Кузина Г.Е. Золотое кольцо Аксаковского Поволжья. Литературный путеводитель по аксаковским местам Поволжского региона. Уфа, 2014.
6.       Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: учебное пособие. Самара: Изд-во «НТЦ», 2011.
2020