Библиографическое описание:
Дерезенко Е.В. Методическая разработка "Новогодние чудеса" // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Методическая разработка по познавательному развитию (петербурговедение) в старшей группе
Цель: закрепить и обобщить знания детей о родном городе, способствовать развитию чувства любви и гордости к родному городу
Задачи:
Образовательные: расширять представление детей о городе его историческом прошлом и настоящем закрепить знания о достопримечательностях
Речевые: обогащать активный и пассивный словарь развивать связную речь
Развивающие: развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти, логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики
Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, культуру общения во время совместной деятельности
Материалы к занятию:
- Аудио и видеозапись презентации;
- Игрушки ёлочные;
- Шарфик (полосатый, вязаный);
- Два контейнера с насыпным материалом, монеты, два мешочка;
- Заготовка – кирпичная стена (картон);
- Магниты-пазлы «колокольня»;
- Флипчат, магниты.
I часть
«- Как прекрасно в нашем зале!
Словно в сказку мы попали
В нашем зале тишина
Ёлочка стоит одна…
Давайте к ней мы подойдём, беседу дружно заведём…»
- Ребята вы знаете, что скоро наступит всеми любимый, самый добрый и веселый праздник… - Новый год! (ответы детей)
- В каждой стране Новый год отмечают по-своему. Традиция встречать Новый год появилась давно, много-много лет назад…
- Ребята, что означает слово «традиция»? (ответы детей)
Традиция - это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.
- А вы знаете, откуда к нам пришёл этот праздник? (ответы детей)
- Пётр l, своим высочайшим указом повелел праздновать Новый год зимой, в ночь 31 декабря на 1 января.
- Как вы думаете, что было в указе царя Петра? (ответы детей)
В наше время, ёлочные украшения поражают красотой и великолепие, а как же раньше украшали ёлочку? (фруктами, орехами, конфетами, печеньем, цветными лентами)
В петербургских домах, разворачивались настоящие мастерские. Дети вместе клеили гирлянды и ёлочные игрушки из бумаги. Но посмотрите, под нашей елочкой ларец! Давайте его откроем… (находят ёлочные игрушки, украшают ёлочку)
Аудиозапись: хихиканье… (колонка)
- Ребята, похоже наша ёлочка радуется новым украшения…
Аудиозапись: Разрешите представиться, меня зовут Теодор, и где – то здесь на ёлочных ветках, мой братец Иоан, потерял свой шарф… (хихиканье)
- Ребята, давайте поищем… (находят шарфик, догадываются)
Теодор: Я и мой братец Иоан - эрмиты. Наши предки, домовые, прибыли в Петербург, вместе с вещами, в чемодане царя Петра.
- Уважаемый Теодор, чем вы занимаетесь?! Как оказались здесь, у нас?
- Эрмиты несут свою службу во всех дворцах, музеях, старых домах… Мы любим город Петра и бережем от злых сил и стихий. По секретному каналу связи, нам был направлен сигнал бедствия! Ночью из крепости исчезли все достопримечательности!
- Ребята, вот беда! Наш город посещают тысячи туристов, нам нужно помочь, постараться вернуть всё на свои места!
Теодор: Вот здорово! Но наш навигатор сбился, и мы оказались здесь, и мы… потерялись. (Хнычет)
- Ребята, давайте определим наших гостей с местоположение, назовите адрес детского сада (ответы детей)
Аудио звук «настройки»
- Координаты приняты, система готова к запуску! (эрмиты)
- Ребята, возьмите шарф, - поехали! (шарфик длинный, дети берутся за него правой рукой и двигаются вперёд)
II часть
Экран-заставка
Кадры-задания (остров, зайчик, мост и так далее, - кадры с закрытыми, скрытыми частями, известных достопримечательностей)
Кадр1
Особенность нашего города – он построен на островах.
Что такое остров? (ответы)
- Каждый остров носит своё имя, своё название
Кадр2
- Давайте попробуем справиться, кто-то набедокурил, скрыл подсказку…
Скульптура, в честь которой был назван остров и которая встречает всех посетителей крепости
(Что за зверь такой лесной?
Встал, как столбик под сосной…
и стоит среди волны,
уши больше головы) (загадка на случай затруднения ответа)
Кадр 3-4
- И это остров «Заячий». Совершенно верно!
«Если речка широка
И крутые берега,
чтоб до цели нам добраться…
и сухим притом остаться…
Ответ загадки очень прост:
-через речку строят… мост!
Кадр 5
- Мост, который нам поможет перебраться на остров, назван в честь брата Петра I. Давайте вспомним, какое было самое популярное мужское имя на Руси? (Иван)
- Иоан - говорили раньше, и мост «Иоановский»
Кадр 6
- А вот и новое задание. Первой постройкой на острове стала крепость. План крепости, самолично «начертал» Пётр Алексеевич… найди правильный план крепости
Кадр 7 (правильный ответ)
- Со временем крепостные стены стали разрушаться, и рестораторы работают над этим, - давайте мы им поможем
Задание «Рестовраторы» (Разрушилась стена, нужно вставить, «починить»части стены-кирпичики)
Кадр 8
- Вот мы и на соборной площади, но она пустая… Площадь опустила, чего не хватает?! (исчезла колокольня) Посмотрите, здесь шкатулка, давайте её откроем…
Задание «Шкатулка»
- инструменты
- чертёж
(к какой профессии относятся предметы, называется имя архитектора Д. Трезини)
Появляются магнитные пазлы-задание «Собери колокольню»
Работа на флипчате
Кадр 9- «Колокольня Петропавловского собора»
- А вот и следующее задание, как вы думаете, где мы оказались, что это за здание? (изображение частично скрыто, ответ – Монетный двор)
- Что происходит на Монетном дворе? (ответы детей)
Задание
(Два контейнера с насыпным материалом, два мешочка, 1 монета)
- Интересно, что же здесь произошло?! Похоже, кто-то и здесь
напроказничал и попытался «замести» свои следы. Давайте ребята потрудимся, и все исправим. Разложите одинаковые по размеру (5 рублей, 10 рублей) монеты в мешочки. Помогайте друг другу!
- Молодцы, справились! Кадр-ответ «Монетный двор»
Последний, финальный кадр
- Взгляните ребята, все достопримечательности вернулись на свои места, вы справились со всеми заданиями, помогли хранителям Петербурга, и нам пришла пора возвращаться домой… Берёмся за руки, закрывайте глазки…. Иииоп! Все та же ёлка, тот же зал, и необыкновенные чудеса!
А все вы, большие молодцы, настоящие петербуржцы! Теперь Петропавловская крепость, готова вновь встречать своих гостей и увлекать нас горожан, своими тайнами и историей.
Дерезенко Е.В. Методическая разработка "Новогодние чудеса" // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Методическая разработка по познавательному развитию (петербурговедение) в старшей группе
Цель: закрепить и обобщить знания детей о родном городе, способствовать развитию чувства любви и гордости к родному городу
Задачи:
Образовательные: расширять представление детей о городе его историческом прошлом и настоящем закрепить знания о достопримечательностях
Речевые: обогащать активный и пассивный словарь развивать связную речь
Развивающие: развивать процессы зрительной и слуховой произвольной памяти, логического и ассоциативного мышления, мелкой и общей моторики
Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, культуру общения во время совместной деятельности
Материалы к занятию:
- Аудио и видеозапись презентации;
- Игрушки ёлочные;
- Шарфик (полосатый, вязаный);
- Два контейнера с насыпным материалом, монеты, два мешочка;
- Заготовка – кирпичная стена (картон);
- Магниты-пазлы «колокольня»;
- Флипчат, магниты.
I часть
«- Как прекрасно в нашем зале!
Словно в сказку мы попали
В нашем зале тишина
Ёлочка стоит одна…
Давайте к ней мы подойдём, беседу дружно заведём…»
- Ребята вы знаете, что скоро наступит всеми любимый, самый добрый и веселый праздник… - Новый год! (ответы детей)
- В каждой стране Новый год отмечают по-своему. Традиция встречать Новый год появилась давно, много-много лет назад…
- Ребята, что означает слово «традиция»? (ответы детей)
Традиция - это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков.
- А вы знаете, откуда к нам пришёл этот праздник? (ответы детей)
- Пётр l, своим высочайшим указом повелел праздновать Новый год зимой, в ночь 31 декабря на 1 января.
- Как вы думаете, что было в указе царя Петра? (ответы детей)
В наше время, ёлочные украшения поражают красотой и великолепие, а как же раньше украшали ёлочку? (фруктами, орехами, конфетами, печеньем, цветными лентами)
В петербургских домах, разворачивались настоящие мастерские. Дети вместе клеили гирлянды и ёлочные игрушки из бумаги. Но посмотрите, под нашей елочкой ларец! Давайте его откроем… (находят ёлочные игрушки, украшают ёлочку)
Аудиозапись: хихиканье… (колонка)
- Ребята, похоже наша ёлочка радуется новым украшения…
Аудиозапись: Разрешите представиться, меня зовут Теодор, и где – то здесь на ёлочных ветках, мой братец Иоан, потерял свой шарф… (хихиканье)
- Ребята, давайте поищем… (находят шарфик, догадываются)
Теодор: Я и мой братец Иоан - эрмиты. Наши предки, домовые, прибыли в Петербург, вместе с вещами, в чемодане царя Петра.
- Уважаемый Теодор, чем вы занимаетесь?! Как оказались здесь, у нас?
- Эрмиты несут свою службу во всех дворцах, музеях, старых домах… Мы любим город Петра и бережем от злых сил и стихий. По секретному каналу связи, нам был направлен сигнал бедствия! Ночью из крепости исчезли все достопримечательности!
- Ребята, вот беда! Наш город посещают тысячи туристов, нам нужно помочь, постараться вернуть всё на свои места!
Теодор: Вот здорово! Но наш навигатор сбился, и мы оказались здесь, и мы… потерялись. (Хнычет)
- Ребята, давайте определим наших гостей с местоположение, назовите адрес детского сада (ответы детей)
Аудио звук «настройки»
- Координаты приняты, система готова к запуску! (эрмиты)
- Ребята, возьмите шарф, - поехали! (шарфик длинный, дети берутся за него правой рукой и двигаются вперёд)
II часть
Экран-заставка
Кадры-задания (остров, зайчик, мост и так далее, - кадры с закрытыми, скрытыми частями, известных достопримечательностей)
Кадр1
Особенность нашего города – он построен на островах.
Что такое остров? (ответы)
- Каждый остров носит своё имя, своё название
Кадр2
- Давайте попробуем справиться, кто-то набедокурил, скрыл подсказку…
Скульптура, в честь которой был назван остров и которая встречает всех посетителей крепости
(Что за зверь такой лесной?
Встал, как столбик под сосной…
и стоит среди волны,
уши больше головы) (загадка на случай затруднения ответа)
Кадр 3-4
- И это остров «Заячий». Совершенно верно!
«Если речка широка
И крутые берега,
чтоб до цели нам добраться…
и сухим притом остаться…
Ответ загадки очень прост:
-через речку строят… мост!
Кадр 5
- Мост, который нам поможет перебраться на остров, назван в честь брата Петра I. Давайте вспомним, какое было самое популярное мужское имя на Руси? (Иван)
- Иоан - говорили раньше, и мост «Иоановский»
Кадр 6
- А вот и новое задание. Первой постройкой на острове стала крепость. План крепости, самолично «начертал» Пётр Алексеевич… найди правильный план крепости
Кадр 7 (правильный ответ)
- Со временем крепостные стены стали разрушаться, и рестораторы работают над этим, - давайте мы им поможем
Задание «Рестовраторы» (Разрушилась стена, нужно вставить, «починить»части стены-кирпичики)
Кадр 8
- Вот мы и на соборной площади, но она пустая… Площадь опустила, чего не хватает?! (исчезла колокольня) Посмотрите, здесь шкатулка, давайте её откроем…
Задание «Шкатулка»
- инструменты
- чертёж
(к какой профессии относятся предметы, называется имя архитектора Д. Трезини)
Появляются магнитные пазлы-задание «Собери колокольню»
Работа на флипчате
Кадр 9- «Колокольня Петропавловского собора»
- А вот и следующее задание, как вы думаете, где мы оказались, что это за здание? (изображение частично скрыто, ответ – Монетный двор)
- Что происходит на Монетном дворе? (ответы детей)
Задание
(Два контейнера с насыпным материалом, два мешочка, 1 монета)
- Интересно, что же здесь произошло?! Похоже, кто-то и здесь
напроказничал и попытался «замести» свои следы. Давайте ребята потрудимся, и все исправим. Разложите одинаковые по размеру (5 рублей, 10 рублей) монеты в мешочки. Помогайте друг другу!
- Молодцы, справились! Кадр-ответ «Монетный двор»
Последний, финальный кадр
- Взгляните ребята, все достопримечательности вернулись на свои места, вы справились со всеми заданиями, помогли хранителям Петербурга, и нам пришла пора возвращаться домой… Берёмся за руки, закрывайте глазки…. Иииоп! Все та же ёлка, тот же зал, и необыкновенные чудеса!
А все вы, большие молодцы, настоящие петербуржцы! Теперь Петропавловская крепость, готова вновь встречать своих гостей и увлекать нас горожан, своими тайнами и историей.