Смена социальных отношений для ребенка младшего дошкольного возраста как один из переломных моментов в его жизни проявляется при переходе его из семьи в детский сад. По мнению Д.Журавлева, адаптация детей к условиям дошкольного коллектива представляет собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма и обеспечивает возрастное развитие, так как механизмы приспособления, возникающие в процессе адаптации актуализируются и используются в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами характера. Игнорирование проблемы социально - психологической дезадаптации ребёнка к условиям детского сада провоцирует формирование так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребёнка, немеющего возможности и нежелающего принять социальные нормы и применяющего в качестве защитного механизма постоянные соматические заболевания. Согласно классификации А.А. Северного и Н.М. Иовчук группы факторов дезадаптации человека делятся на внутренние (личностные) и внешние (средовые). Внутренние (личностные) факторы дезадаптации опосредованы недостаточной реализацией социальных потребностей личности. Таких, как: – длительная болезнь; – ограниченные возможности в общении с окружающими, отсутствие адекватного общения с ним со стороны его окружения; – длительная изоляция от социума (вынужденная или принудительная); Внешние (средовые) факторы дезадаптации создают дискомфорт для личности. К ним относятся: – неблагоприятная семейная обстановка, которая подавляет личность ребенка (в семьях "группы риска", а также семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания и насилием над ребенком); – отсутствие или недостаточное общение с ребенком родителей, сверстников; – подавление личности новизной (приход ребенка в детский сад, либо смена группы); – подавление личности группой (дезадаптирующая группа). Заключается в неприятии, притеснении, насилии над ребенком со стороны коллектива; – дезадаптирующее влияние определенной личности в группе, в присутствии которого ее члены испытывают дискомфорт. Он сдерживает активность других, негативно влияет на их способность наиболее полно реализовать себя. Примерами такой личности могут быть: гиперактивный ребенок в отношении группы, трудновоспитуемый, проявляющий провоцирующую роль ребенок по отношению к воспитателю; – психологическая перегрузка, проявляющаяся как чрезмерная "забота" о развитии ребенка, несоответствующая его возрастным и индивидуальным возможностям. Такая ситуация возникает, когда ребенка перегружают без учета его физических и психических возможностей занятиями в кружках, спортом, учебной деятельностью. К перечню факторов провоцирующих социально-психологическую дезадаптацию ребенка в дошкольном коллективе необходимо добавить выявленные и экспериментально подтвержденные Н.Н. Авдеевой и И.В. Хохлачевой зависимости типа привязанности ребенка к матери и детско-родительских отношений к сценарию, по которому будет протекать адаптация ребенка к дошкольному коллективу (с легкой, средней, тяжелой степенью адаптации). Г.С. Саливан в «межличностной теории» указывает на значимость межличностных отношений с матерью, которые могут стать мощным фактором формирования личностной тревожности в глубинных бессознательных слоях психики ребенка. Как отмечает А.Н. Малахова, при поступлении в детский сад, ребенок проходит процесс адаптации, который при стечении определенных факторов, может активизировать имеющуюся у ребенка личностную тревожность, напряжение, ощущение угрозы в незнакомых или непривычных обстоятельствах, тем самым провоцируя дезадаптированность ребенка к условиям дошкольной группы. Существующая зависимость типа детско-родительских отношений и степени успешности адаптации ребенка к ДОУ, а также тот факт, что детско-родительские отношения являются фактором формирования личностной тревожности ребенка, позволяют выдвинуть следующее предположение: личностная тревожность является фактором социально-психологической дезадаптации ребенка в дошкольном коллективе. Базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Октябрьский детский сад» Завьяловского района, Удмуртской Республики. Испытуемые – 24 ребенка младшего дошкольного возраста. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе внимание было направлено на выявление уровня личностной тревожности детей перед их поступлением в детский сад. В качестве основного инструментария исследования использовалась проективная методика тестирования детей по выявлению личностной тревожности авторов Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. По результатам проведения тестирования было выявлено, что у: - 6 детей (16%) высокий уровень личностной тревожности, -15 детей (72%) средний уровень личностной тревожности, - 3 детей (12%) низкий уровень личностной тревожности. Второй этап исследования проводился с этой же группой детей, но уже по истечении двух месяцев от начала их посещения детского сада. Задачей данного этапа стало выявление зависимости уровня личностной тревожности ребенка и степени адаптированности к условиям дошкольного коллектива. В качестве инструмента исследования был применен метод выборочного открытого наблюдения – заполнение и анализ адаптационных карт детей по методике В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной. Как показал анализ адаптационных карт 24 наблюдаемых детей группы: -4 (16 %) детей имеют дезадаптацию к условиям дошкольного коллектива, -2 (8%) детей столкнулись с усложнённой адаптацией к условиям ДОУ, -15 (64 %) детей со средней степенью адаптации, - 3 (12 %) детей с лёгкой степенью адаптации. Сопоставительный анализ результатов тестирования детей на выявление уровня личностной тревожности и степени адаптированности этих детей к условиям дошкольного коллектива показал, что: - высокий уровень личностной тревожности и дезадаптация к детскому саду выявлена у 4 детей, -высокий уровень личностной тревожности и усложненная степень адаптации у 2 детей, -средний уровень личностной тревожности и средняя степень адаптации у 13 детей исследуемой группы, -средний уровень личностной тревожности и легкая степень адаптации у 2 детей, -низкий уровень личностной тревожности и легкая степень адаптации у 1 ребенка, - низкий уровень личностной тревожности и средняя степень адаптации у 2 детей. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что личностная тревожность является фактором социально-психологической дезадаптации ребенка в дошкольном коллективе подтвердилась. Вследствие этого, необходима разработка и организация осуществления механизма психолого-педагогической коррекции уровня личностной тревожности детей перед поступлением их в детский сад для предотвращения последующей социально-психологической дезадаптации в дошкольном коллективе. В рамках этого направления комплекса психолого-педагогической поддержки воспитательно-образовательного процесса осуществляется превентивная психолого-педагогическая поддержка. Суть ее заключается в том, чтобы: 1)предотвратить многие проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, 2)установить контакт, наладить взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Необходимо научить родителей способам подготовки ребенка к дошкольному учреждению, снятию собственной тревожности за ребенка, просветить в вопросах развития самостоятельности ребенка и формирования навыков взаимодействия с другими людьми. Нужно сформировать у ребенка положительную установку на посещение группы детского сада. И на первом этапе именно родители и формируют мотивацию ребенка посещать ДОУ. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении будет интересно, все время заняты они будут заниматься важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка оптимизируется. Способность мамы «отпустить» ребенка - принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания во многом определяет успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Использование различных форм работы с родителями еще до начала адаптационного процесса позволит им побороть свои опасения, связанные с началом посещения ребенком детского сада, выработать алгоритм построения процесса адаптации, выбрать из предложенных педагогами рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Библиографический список
1.Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 208 с. 2. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //Психологическая наука и образование. - 2010. - №3.- с.97-103. 3.Северный А. А., Иовчук Η. М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: материалы российской научно-практической конференции. 26–28 ноября 1996 г. - М., 1996. - с. 16.