Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Изотова К. В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Современная школа все чаще рассматривается не только как среда развития личности, но и как наиболее устойчивый и контролируемый институт и фактор социализации подрастающего поколения. Модель школы, ориентированная только на социальную адаптацию личности, всегда безнадёжно отстаёт от логики исторического и эволюционного процесса.
Считаю, что основная роль педагога-психолога ОУ – не просто в получении результатов диагностик психической деятельности субъектов образовательного процесса, а в использовании их для дальнейшего его развития и саморазвития. Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом образования, а образовательное учреждение - стартовой площадкой для формирования его жизненного успеха, карьеры личности. Успешность ученика, его адаптация, его здоровье и развитие в процессе обучения во многом зависит от педагога. Поэтому, задача школы видится в создании условий для формирования личности, обладающей высоким уровнем информационной компетентности и сформированными компонентами, необходимыми для сохранения и развития здоровья, успешной социализации и адаптации на современном рынке труда.
Одной из главных задач нашей школы стало создание здоровье сберегающей деятельности, позволяющей овладеть теорией и методами сотворчества учителя и учащихся в сохранении собственного здоровья и здоровья других, в формировании здорового образа жизни, потребностей и умений учиться без потери здоровья. В перспективе написание программы «Здоровье сберегающая деятельность в общеобразовательном учреждении», которая будет направлена на решение наиболее важных для будущего школы проблем: достижения современного качества образования, управления инновационными процессами на основе применения образовательных технологий личностно-ориентированного характера, современных здоровье сберегающих технологий.
Серьёзное внимание будет уделяться базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребёнка, повышению квалификации всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в вопросах сохранения и повышения культуры здоровья, психолого-педагогическому сопровождению процесса сохранения и укрепления здоровья.
В моем понимании психолого-педагогическое сопровождение процесса сохранения и развития здоровья - это целостная комплексная система взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию психологической комфортной формирующей среды, учитывающая особенности психического и физического развития, в том числе и индивидуально-типологические, образ жизни, интересы, склонности, способности и возможности каждого субъекта ВОП, показателей эффективности содержания и методов обучения, качества образовательного процесса в целом.
Проблема повышения эффективности обучения учащихся тесно связана с непрерывным повышением напряжённости воспитательно-образовательного процесса, их переутомлением, нарушением поведения, снижением интереса к обучению и ухудшением здоровья.
Ежегодный анализ исследований по изучению психологического комфорта учащихся на уроке, особенностей и качества мотиваций учащихся, трудностей, с которыми обращаются они и их родители на индивидуальные консультации, свидетельствуют об обострении противоречий между системой обучения и потребностями занимающихся. Не всегда обращение педагога к психологу связано с желанием помочь себе самому и ребёнку наладить взаимопонимание, решить учебные проблемы и создать условия для успешного его продвижения в процессе школьного обучения. До сих пор, ребёнку навязываются присущие ему возрастные психологические или индивидуальные особенности независимо от направленности педагогического процесса, в котором он формируется и специфики общения учителя с ребёнком. Многие учителя имеют высокий профессионализм, дают глубокие знания учащимся и эти знания действительно подтверждаются на конкретных работах. Но этих результатов они добиваются очень дорогой ценой, ставя учеников в условия сильного прессинга, авторитарного воздействия. Полезная энергия тратится не на решение учебно-познавательной задачи, а на борьбу со своей эмоциональной напряжённостью. Поэтому, важным направлением в сохранении здоровья обучающихся во всех образовательных учреждениях должна быть реализация программы «Профилактика дезадаптации», которая в период «школьного риска» помогает создать условия для снятия эмоционального напряжения, тревожности, связанные либо с переменой социального статуса (первоклассники), либо с изменениями условий школьной жизни (переходом в 5-е классы или к новой ступени образования, к профильному обучению в 10-х классах), либо с особенностями возраста (8-9 классы). Программа предполагает консолидацию сил всех участников воспитательно-образовательного процесса: заместителей директора, психолога, врача, валеолога, психофизиолога, врача, классного руководителя, учителей-предметников и родителей на решение следующих основных задач:
1. Выявлять формы взаимодействия начальной школы и среднего звена, среднего и старшего по преемственности в способах и методах работы, основанных на знании физиологии и возрастной психологии.
2.Содействовать успешному обучению и личностному развитию обучающихся в ситуации взаимодействия на основе взаимопонимания и сотрудничества.
3.Использовать здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе для обеспечения не только условий эффективного обучения, но возможности успешной адаптации и социализации обучающихся.
4.Отслеживать здоровье, уровень и особенности психического и физического развития обучающихся как показателей эффективности содержания и методов обучения, качества образовательного процесса.
В заключение хочу отметить, что логика построения программы «Здоровьсберегающая деятельность в общеобразовательном учреждении» способствует социализации и повышению адаптивности личности. Уже сейчас наши выпускники с достаточно высоким уровнем самосознания, уверенны и оптимистичны, стремятся добиться успеха в жизни и будущей профессиональной деятельности, имеют высокую потребность к сохранению и укреплению своего здоровья (психического и физического), к самообразованию, саморазвитию.
2020