Актуальные вопросы дошкольного образования

Макаренко А.Н. Проблемы управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей в контексте парадигмы личностно ори

Библиографическое описание:
Макаренко А.Н. Проблемы управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей в контексте парадигмы личностно ориентированного образования // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Аннотация: встатье рассматривается проблема формирования индивидуального стиля здорового поведения у детей дошкольного возраста, решение которой, по мнению автора, заключается в разработке методов управления деятельностью педагогического коллектива в контексте парадигмы личностно ориентированного образования.

Ключевые слова: индивидуальный стиль здорового поведения, формирование индивидуального стиля здорового поведения детей дошкольного возраста, управление деятельностью педагогического коллектива.

Необходимость перемен в образовательной сфере в XXI веке обусловлена как глобальными изменениями в экономической, социальной, политической, национальной и культурной сферах, так и сменой приоритетов в концепциях образования и воспитания. Смена знаний, т.е. когнитивно-ориентированной парадигмы закономерно привела к построению различных концепций развивающего, личностно ориентированного образования. Именно образование сегодня становится главным фактором возрождения и развития духовной культуры, самосознания и самореализации личности подрастающего поколения.

Основы парадигмы личностно ориентированного образования были заложены в дидактической системе Л.В. Занкова, в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, в теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в гуманистической педагогике Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Щурковой и других педагогов-новаторов. Сущность понятия «личностно ориентированное образование» раскрыто в работах Н.А. Алексеева, М.А. Зимней, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.

Парадигма личностно ориентированного образования успешно реализуется в самых различных сферах современной педагогики. В нашем исследовании мы остановились на проблеме управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей в контексте указанной парадигмы.

Индивидуальный стиль здорового поведения мы понимаем как устойчивую индивидуально-своеобразную систему способов или приемов осуществления субъектом активности, действий и привычек, обусловленную состоянием здоровья, личностными характеристиками (включая аксиологические, когнитивные и аффективные компоненты) и социальными факторами, и направленная на сохранение, восстановление или улучшение здоровья.

На основе анализа понятия «индивидуальный стиль здорового поведения» мы можем определить специфику его формирования. В данном случае центральной категорией является индивидуальное действие, обусловленное осознанной потребностью, сформировавшейся во взаимодействии со средой.

Учитывая сказанное, отметим, что мы делаем акцент не просто на индивидуальности, а на формировании индивидуального стиля как системного новообразования в структуре личности ребенка дошкольного возраста.

В этом плане нельзя не обратиться к проблемам управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей в контексте личностно ориентированного образования.

О.Е. Подгорная приводит статистические данные и данные специальных исследований, которые свидетельствуют о том, что около 90% детей образовательных учреждений имеют отклонения в физическом и психическом развитии; у 30-35% детей, поступающих в школу, наблюдаются хронические заболевания. Она отмечает, что подобное состояние определяется множеством факторов, в т.ч. социально-экономических, экологических. Особую группу факторов, отрицательно влияющих на здоровье подрастающего поколения, составляют педагогические. Среди них мы можем выделить следующие: стрессовая тактика, авторитарной педагогики; интенсификация образовательного процесса; несоответствие программ и методик (технологий) обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; неэффективность существующей системы физического воспитания и развития дошкольников; частичное разрушение служб медицинского контроля в дошкольных образовательных организациях; недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах развития и сохранения здоровья детей. Парадигма образования не дает возможности формировать у детей мотивации к здоровому образу жизни. Рекомендации по здоровому образу жизни, предлагаются детям чаще всего в назидательной форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций. Взрослые редко придерживаются норм здорового образа жизни. Очень часто именно педагог, который должен служить образцом для подражания в плане отношения к культуре здоровью и здоровому образу жизни, не соответствует критериям здорового во всех отношениях человека. Таким образом, несоответствие технологий обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям детей, невнимание к формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни, «назидательная форма» авторитарной педагогики, не способствующая развитию самостоятельности детей в выборе форм поведения – это целая группа проблем, которые могут быть решены использованием личностно ориентированного подхода в формировании индивидуального стиля здорового поведения у детей.

Личностно ориентированный подход является наиболее соответствующим цели создания условий для формирования индивидуального стиля здорового поведения. В рамках данного подхода процесс воспитания дошкольника строится на субъект-субъектном взаимодействии (вместо воздействия субъекта – воспитателя на объект − ребенка), на диалоге (вместо назидательного монолога воспитателя), обмене мыслями и идеями, сотрудничестве субъектов воспитательной работы (вместо авторитарной позиции педагога). Практика формирования индивидуального стиля здорового поведения в рамках данного подхода характеризуется гуманизацией форм и методов воспитательного процесса, самоорганизацией его субъектов, открытостью его содержания (невысокой степенью регламентированности), обязательным включением жизненного опыта дошкольника вне зависимости от возраста.

По мнению А.В. Молодняковой, личностными новообразованиями дошкольника, сформированными в результате реализации личностно-ориентированного подхода, являются самосознание как центральное новообразование в старшем дошкольном возрасте, осознание своей личности, своего «Я», как физического, духовного и социального существа;

‒ адекватная самооценка, основанная на позитивном «Я» - образе;

‒ возникновение первичных этических инстанций, связанных с различением «что такое хорошо и что такое плохо»;

‒ познавательная мотивация, основанная на образном познании мира;

‒ компетентность в социальной жизни: возникновение соподчинения мотивов, самостоятельность и инициативность, коммуникативные умения.

Наиболее детально качества личности, формируемые с применением личностно ориентированного подхода, описаны М.М. Мусановой, которая использует для этого описания концепт «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности». Суммируя мнения А.К. Марковой, В.Н. Шебеко и других авторов, она определяет в качестве важнейшего признака субъектности осознание структуры своей деятельности. К другим признакам относятся: наличие качеств личности, содержания этапов жизненного пути, инициативы, самостоятельного целеполагания, планирования, предвосхищения. Субъектность характеризуется интенсивной включенностью в деятельность, стремлением к самоэффективности, наличием самоконтроля, самокоррекции, владением приемами произвольной саморегуляции. Осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии, постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление, стремление к самореализации и творческому созиданию, интеграция, структурирование и упорядочивание своего опыта и опыта других также относятся к признакам субъектности. Компонентами субъектного опыта старших дошкольников выступает самостоятельность и творчество в двигательной активности, оценочные действия при выполнении физических упражнений, осознанное отношение к своему здоровью.

Говоря об управлении деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей, следует отметить отсутствие предметных разработок уровня монографических исследований по применению личностно ориентированного подхода в такой деятельности. Непосредственно в работе с детьми для этих целей можно использовать «наборы личностно ориентированных средств», разработанных в теории и практике здорового образа жизни, управления здоровьесбережением дошкольников и др. Но, поскольку существует требование «технологического совершенства», необходимо начинать с разработки теоретической модели управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения по формированию индивидуального стиля здорового поведения у детей, учитывающей специфику процесса формирования индивидуального стиля поведения, его структуру и т.п. Только потом целесообразно осуществлять подбор личностно-ориентированных средств для практической работы.

Еще одна проблема – это управленческая. Современное муниципальное учреждение дошкольного образования, увы, далеко от воплощения принципа инновационной творческой активности в повседневной деятельности. Загруженность воспитателей, постоянная нехватка времени на саморазвитие, множество других насущных проблем требуют полноценного управленческого обеспечения внедрения инноваций.

Важный аспект проблемы управления – необходимость повышения готовности педагогического коллектива к внедрению инновации. Впрочем, этот вопрос достаточно активно разрабатывается в научной литературе, имеется определенные наработки по его решению.

По нашему мнению, система управления дошкольной образовательной организацией будет наилучшим образом способствовать развитию готовности педагогического коллектива к реализации парадигмы личностно ориентированного образования, применительно к формированию стиля здорового поведения у детей, если:

‒ создание условий для развития педагогического коллектива, реализующего личностный ориентированный подход, и дифференцированная работа с группами педагогов различного уровня готовности к этой деятельности будет выступать в качестве приоритетного звена управленческой деятельности в учреждении образования;

‒ содержанием методической работы будет выступать личностно-развивающая деятельность педагога, включающая изучение ситуации развития личности ребенка, проектирование его личностного опыта, выбор и применение личностно-развивающих образовательных технологий;

‒ основная функция целенаправленной деятельности по осуществлению управленческой поддержки будет заключаться в помощи педагогу в преодолении профессиональных и личностных затруднений при освоении системы личностно-развивающей педагогической деятельности;

‒ управленческая поддержка профессионально-личностного развития педагога будет осуществляться через создание в процессе коллективных и индивидуальных занятий с учителями последовательности проблемно-креативных ситуаций, востребующих реализацию творческого потенциала учителя, формирование его ценностно-смысловой сферы, ориентировки в концепции и технологиях личностно-развивающего образования; рефлексивных умений.

Деятельность педагогического коллектива по формированию индивидуального стиля здорового поведения в контексте личностно-ориентированной парадигмы должна быть построена по следующим принципам:

Принцип индивидуализации воспитания, предполагающий определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом личностных особенностей и требований среды, является одним из ключевых в предлагаемой модели. Собственно, этот принцип лежит в самой основе формирования индивидуального стиля, он внутренне присущ этому виду педагогической деятельности.

Принцип самоорганизации характеризует, образно говоря, и путь и цель. В процессе формирования индивидуального стиля следует стремиться к тому, чтобы субъекты этой деятельности осуществляли совместное ее планирование, определение ее содержания, оценку результатов и корректировку стратегии в зависимости от полученных результатов. Идеальное воплощение данного принципа – самоуправляемый, инновационный творческий коллектив, в отсутствии внешнего управления направляемый лишь поставленной общей целью.

Принцип рефлексивности требует осмысления индивидуальных результатов деятельности. Рефлексивные действия − это действия субъекта, направленные на осмысление им своих поступков, преобразование собственных действий, своего «Я», своих отношений с миром в результате открытия для себя смысла своих действий. Развитие рефлексивных действий обусловливает становление личностных новообразований ребенка, таких как способность использовать в процессе самопознания различные способы опосредствования, учебная самостоятельность как предпосылка личностной позиции учащегося. В данном случае речь идет о рефлексивных действиях «субъекта воспитания», предполагающих развитие у ребенка способностей к самоконтролю и самоуправлению.

Рассматривая сам процесс управления деятельностью педагогического коллектива, можно утверждать, что, осуществляя принцип рефлексивного управления воспитательной деятельностью, педагог получает возможность провести критический анализ процессов принятия своих собственных решений и обеспечить самоорганизацию процесса формирования индивидуального стиля здорового поведения у дошкольников.

Принцип природосообразности также внутренне присущ деятельности по формированию индивидуального стиля здорового поведения, поскольку индивидуальный стиль формируется как результат «притирки» личностных особенностей и требований (воздействий) среды, или, иначе, уравновешивания типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Принцип гуманизации предполагает нахождение в центре педагогической системы уникальной личности ребенка как самоценного объекта. Этот принцип требует искренней заинтересованности педагога в успешном развитии ребенка, оказании поддержки ребенку в решении его действительных проблем, а не в формировании «комфортной» для родителей или воспитателей модели детского поведения, стремлении при любом педагогическом влиянии сохранить детскую самобытность, подборе наиболее эффективных методов и форм работы, определении успешности воспитательной деятельности только исходя из интересов личностного развития ребенка.

Список литературы

1. Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник ЧГПУ. – 2009. − № 2. – С. 40-52.

2. Волошина, Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение − педагогический колледж»: монография / Л.Н. Волошина. − Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. − 356 с.

3. Молоднякова, А.В. Личностно-ориентированный подход в практике дополнительного образования дошкольников / А.В. Молоднякова // Современные наукоемкие технологии. – 2010. − № 12. – С. 75-76.

4. Мусанова, М.М. Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения: дис... канд. пед. наук / М.М. Мусанова. − Белгород, 2012. − 238 с.

5. Подгорная, О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Е. Подгорная. − Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.
2024-03-05 12:35 2023