Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Тимохина Е.О. Конспект занятия по изобразительному искусству с детьми 8-10 лет «Выполнение рисунка с использованием резкого контраста черного и белого»

Библиографическое описание:
Тимохина Е.О. Конспект занятия по изобразительному искусству с детьми 8-10 лет «Выполнение рисунка с использованием резкого контраста черного и белого» // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Цель: формирование знаний и умений учащихся при работе с тональным контрастом.

Задачи

- Обучающие: познакомить с понятием «тональный контраст», с художниками применяющих тональный контраст в своих работах. Познакомить с особенностями алгоритма работы над картиной с использованием тонального контраста.

- Развивающие: развить творческие способности детей в процессе работы над собственной картиной, развитие самостоятельности.

- Воспитательные: воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Оборудование: проектор, мольберты, «Атлас животных».

Материалы: листы бумаги, карандаши, ластики, черные гелиевые ручки.

Форма работы: творческая мастерская.

Ход занятия:

1. Организационный этап

Чтение пословиц:

Черна корова, да бело молочко.

Белое – бело, черное – черно.

Черен как мак, да бояре едят.

Черна земля, да хлеб родит.

Педагог: В связи с услышанными пословицами, как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня?

Выслушиваются варианты ответов. Педагог подводит к тому, что в данных пословицах речь идет о белом и черном цвете.

Педагог: Как вы думаете, ребята, какие материалы нам понадобятся?

Дети предполагают, какие художественные материалы могут использоваться для работы в черно-белых тонах.

Педагог: Вы правы, можно работать и черной гуашью, и черными карандашами, и черной пастелью, но мы сегодня попробуем выполнить работу обычными черными гелиевыми ручками.

2. Информационный этап

Педагог: Как вы думаете, что обозначает понятие «контраст»?

Выслушиваются варианты ответов.

Педагог: Если обобщить все сказанное вами, контраст - художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующий их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст - сопоставление светлого и темного.

Педагог: Как вы думаете, какой вид контраста мы будем использовать сегодня на уроке?

Учащиеся: Тональный контраст.

Педагог: Все верно. Давайте познакомимся с художниками, которые использовали в своих работах контраст черного и белого.

С помощью проектора демонстрируются работы:

Елизаветы Меркурьевны Бём. Иллюстрации к сказке «Репка». Рис.1

рис.1

Ивана Яковлевича Билибина. Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк» Рис.2

рис.2

Дмитрия Павловича Дмитриева «Конек-горбунок» Рис.3

рис.3

Педагог: Узнали вы сказки, иллюстрации к которым я вам показала? Что это за сказки?

Дети делятся своими впечатлениями о прочитанных сказках.

Педагог: Мы с вами посмотрели иллюстрации к сказкам? А что такое иллюстрация?

Дети высказывают свое мнение.

Педагог: Все верно. Иллюстрация – это художественное изображение, помогающее человеку лучше понять текст. Давайте и мы с Вами создадим иллюстрацию.

3. Практический этап

Педагог: Прослушайте, пожалуйста отрывок из произведения С.Я. Маршака «Детки в клетке».

Детки в клетке

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко —

Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят —

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Пингвин

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

Педагог: Как вы думаете ребята, каких из этих животных можно изобразить при помощи тонального контраста? Давайте рассмотрим фотографии этих животных.

Рассматриваются животные в книге Лауры Камбурнак «Атлас животных». Дети обсуждают, какие животные наиболее подходят для изображения с помощью тонального контраста.

Педагог: Выберете свой эпизод для иллюстрации и сделайте набросок простым карандашом.

Работа над наброском картины простым карандашом.

Педагог: Определите, какие участки работы будут черными, а какие белые.

Педагог: А теперь давайте поиграем.

Проводится подвижно-дидактическая игра «Угадай животное» Ход игры: педагог показывает водящему изображение животного, который тот должен изобразить с помощью пантомимы остальным детям без слов и звуков, так чтобы они догадались, что это за животное. Угадавший становится водящим.

Педагог: Дети, у вас готовы наброски ваших будущих иллюстраций. Раскрасьте, пожалуйста, ваши иллюстрации с помощью гелиевых ручек.

Работа над иллюстрациями.

4. Завершающий этап. Рефлексия

Выставка работ.

Педагог: ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Как вы думаете, все был бы доволен С.Я. Маршак вашими иллюстрациями? Что нового вы узнали на уроке?

Обсуждение.

Библиографический список.

1. Камбурнак Л. «Атлас животных» Издательство: Русич, 2019.

2. Маршак С.Я. «Детки в клетке» Издательство: АСТ. Малыш 0+, 2021.

Интернет-ресурсы:

http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=388

https://to-priz.livejournal.com/147110.html
2024-03-04 15:56 2023