Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Пупкова Л.Н. Формы реализации дуального обучения в ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» является ведущим средним учебным заведением по подготовке специалистов для сферы торговли, общественного питания и других отраслей экономики.
Бизнес нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, владеющих новейшими технологиями, способных удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг, со сформированной полной готовностью к профессиональной деятельности.
Особое место среди слагаемых подготовки конкурентоспособных специалистов отводится социальному партнерству учреждений профессионального образования с предприятиями бизнеса. В числе намеченных мероприятий запланировано «Внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров».
Для решения поставленных задач необходимо было сформировать новую систему отношений между техникумом и предприятиями-работодателями, поэтому центральное место в планах коллектива встали вопросы изучения рынка труда, выстраивания отношений с социальными партнерами и поиск форм взаимодействия в рамках дуального обучения. Основной целью реализации дуального обучения является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций по специальности в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.
В числе социальных партнеров техникума, с которыми установились тесные взаимоотношения, компания ООО «Бахетле-1». В 2013 коллектив техникума предложил свое видение взаимоотношений на взаимовыгодных условиях, и компания приняла предложения. Отношения формировались поэтапно и реализуются по нескольким направлениям (см. рисунок 1).
Дуальное обучение, в начале, рассматривалось как проведение практики на базах социального партнера. Поэтому начали с организации практики студентов в торговых предприятиях ООО «Бахетле-1».

Рисунок 1. Формы реализации дуального обучения

в ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»


ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»

Торговая компания

ООО «БАХЕТЛЕ»








 договор

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ:

 Все виды практики

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: практические занятия, мастер-классы, экскурсии

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПК, ОК Демонстрационный экзамен, дипломы

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 





ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


















Созданная рабочая группа, в которую вошли представители Учебного центра ООО «Бахетле-1» и ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» провела анализ и адаптацию рабочих программ профессиональных модулей к запросам ООО «Бахетле-1» по специальностям 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» и 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». В результате была создана сквозная программа учебной и производственной практики по всем модулям на 2 года обучения. На первой практике студенты работают работником торгового зала, на второй – в должности продавец, на третьей – старший продавец и на преддипломной – товаровед или менеджер. Формализовали отношения, определив зоны ответственности ООО «Бахетле-1» и техникума.
Большинство студентов техникума проходят практику в торговых предприятиях ООО «Бахетле-1». Перед началом каждой практики в Учебном центре для студентов проводится WELKOM тренинг, где распределяют студентов по объектам, вручают программу практики. Перед первой практикой WELKOM тренинг знакомит обучающихся с компанией, со структурой супермаркета и компании, должностными обязанностями и их взаимодействием. Перед второй практикой проводят тренинг «Техника продажи товаров».
Руководят практикой директора торговых предприятий, которые координируют и контролируют отработку практикантами заданий.
После завершения каждого вида практики в учебном центре ООО «Бахетле-1» проводится круглый стол, где на каждого студента зачитывается характеристика и оценка, которые присылают директора торговых предприятий. А студенты высказывают свое мнение о качестве отработки заданий, о том, какие темы не удалось отработать, успешно прошедшие практику, получают приглашение на следующую. Практика студентам оплачивается в зависимости от качества работы.
На следующем этапе компания ООО «Бахетле-1» предоставила свои предприятия для отработки практических занятий теоретического обучения, что позволило обеспечить практико ориентированность теоретического обучения.
На каждый семестр составляется график проведения практических занятий в торговых предприятиях, который утверждается заместителем директора техникума по УМР и директором розницы компании. В соответствии с утвержденным графиком группы студентов вместе с преподавателем отрабатывают практические занятия в торговых предприятиях.
Ответственность за организацию проведения занятий возлагается на директоров торговых предприятий ООО «Бахетле-1». Которые в зависимости от темы занятия назначают специалистов для проведения мастер-классов или проводят сами.
Студенты работают на новейшем оборудовании и принимают участие в приемке товаров, изучают товарно-сопроводительные документы, получают полное представление обо всех этапах торгово-технологического процесса, изучают приемы работы самых лучших предприятий города Казани. Даже хорошо организованный учебный процесс в техникуме не может сравниться по эффективности формирования компетенций с такими занятиями.
Студенты работают на современном оборудовании, изучают торгово-технологический процесс и широкий ассортимент товаров. Параллельно проверяют сроки годности, проводят ротацию, подготовку товаров к продаже, выкладку.
Наши партнеры принимают активное участие в итоговой аттестации выпускников техникума: предлагают темы дипломных работ, являются председателями ИГА или консультантами по практической части. Предзащита проходила в компании «Бахетле-1», где студенты докладывали о полученных результатах на совещании директоров торговых предприятий. Выявленные недостатки, а также предложения брали на заметку.
В 2016-2017 учебном году компания объявила конкурс на лучшее предложение по совершенствованию торгово-технологического процесса. На защите дипломных работ кроме председателя ИГА были или директор розницы, или директор по персоналу, или главный товаровед компании 2бахетле-1». Из 40 дипломных проектов были выбраны 4, предложения которых были внедрены в торговых предприятиях компании «Бахетле-1». Дипломники, занявшие призовые места и их руководители получили вознаграждения.
Сложившийся механизм отношений с компанией ООО «Бахетле-1» позволил провести аттестацию обучающихся по ПМ.04 Выполнение работ по рабочей профессии 17353

Продавец продовольственных товаров (профессий ЕТКС) в форме демонстрационного экзамена. Совместно разработали всю необходимую документацию. Экзамен проведен по окончанию практики на рабочих местах в торговых предприятиях ООО «Бахетле-1».
Все обучающиеся продемонстрировали высокий уровень владения заявленными компетенциями. Всем экзаменуемым присвоен 3 разряд по рабочей профессии 17353 Продавец продовольственных товаров. Выполнение комплексных заданий оценено на «отлично». Администрация торговых предприятий, оценив на практике профессиональные умения и навыки, выразила готовность принять на работу всех экзаменующихся.
Наши партнеры понимают, что повысить качество подготовки не возможно без эффективной профориентационной работы. Поэтому уже второй год проводит мастер-классы и экскурсии для студентов 1-го курса и выпускников школ.
Одним из факторов модернизации профессионального обучения является непрерывное повышение квалификации педагогического коллектива. И в этом нам помогают наши социальные партнеры. В учебном центре ООО «Бахетле-1» регулярно проводят мастер-классы и семинары ведущие специалисты России, Республики Татарстан и компании. А сотрудники учебного центра ООО «Бахетле-1» посещают уроки преподавателей техникума.
Партнеры принимают активное участие в жизни техникума: в работе педагогического совета по планированию развития техникума, разработке рабочих программ по дисциплинам, профессиональным модулям и производственной (профессиональной) практике.
Использование дуальной системы обучения имеет ряд преимуществ.
Обучающиеся имеют возможность ближе узнать особенности выбранной профессии, проверить свою готовность выполнять задания выбранной квалификации, что способствует повышению мотивации обучения.
Повышается качество обучения, так по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» за 3 года совместной работы с компанией ООО «Бахетле-1» качество обучения повысилось на 10,5% и составило 78,5%.
Практика трудоустройства выпускников показывает, что они испытывают трудности конкуренции рынка труда из-за отсутствия опыта работы. В процессе дуального обучения формируется готовность выпускников к профессиональной деятельности. Выпускники техникума востребованы на рынке труда и устраиваются на работу в соответствии с полученной квалификацией.
Компания ООО «Бахетле-1» из многих учебных заведений, ведущих подготовку работников торговли, предпочтение отдает выпускникам техникума. В совместной работе находят новые формы сотрудничества с «Казанским торгово-экономическим техникумом» в частности, в области подготовки и обучения персонала, проведения стажировок преподавателей техникума, независимой оценки компетенций и т д.
Внедрение в учебный процесс дуального обучения способствуют более разностороннему профессиональному развитию обучающихся, что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

Библиографический список

1.                 Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Вторая редакция. Версия 27.04.2015 oreibsc.ruorei/info/strrt2030.pdf
2.                 Ахметвалиева Т.М. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Игровая технология // Новые образовательные технологии: материалы II Международной заочной научно-практической конференции.- 2013
3.                 Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012,www.sisp.nkras.ru
4.                 Никитина Н.Н., Утяшева А.Г. Современные образовательные технологии // Новые образовательные технологии: материалы II Международной заочной научно-практической конференции.- 2013
5.                 Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.)
6.                 Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL:
7.                 Югфельд Е.А. Анализ эффективности дуальной модели обучения при подготовке специалистов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник высшей школы «Almamater». 2014. № 9. Стр.44-47
Контактный телефон +7905 023 55 78. Электронная почта 5578pln@mail.ru
2018