Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Тушкова Н.А. Роль педагога в создании сохранения и укрепления здоровья детей в среде образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Как уже не однократно отмечалось, главной задачей современного образования является сохранение здоровья подрастающего поколения. А.В. Сухомлинский писал: «… Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о детях это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят и духовная жизнь, и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье ….» [3, с.87].
В 90-е годы проблема ухудшения здоровья детей рассматривалась как результат неблагоприятного воздействия социально-экономического и экологического факторов. В настоящее время эта проблема переходит в педагогическую плоскость и основной причиной ухудшения здоровья подрастающего поколения рассматривается отрицательное влияние педагогических факторов. Для решения проблем укрепления и сохранения здоровья образовательная организация ставит следующие основные задачи:
- учитывать индивидуальность каждого воспитанника;
- влиять на физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, личностный, социальный и духовный компонент здоровья.
Из всего сказанного следует, что современный педагог должен владеть не только предметной и дидактической подготовкой, но и теоретико-методическими основами педагогической деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся и быть достаточно компетентным в своей области. Деятельность педагога должна быть направлена на все аспекты учебно-воспитательной работы и способствовать улучшению состояния здоровья детей. Только такой педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника, но он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью детей в образовательной организации.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают с детьми и об их отношении к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в отношении к собственному здоровью? Педагог после родителей занимает одно из важных мест в жизни детей. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что входит в их жизнь в связи с посещением образовательной организации.
Теоретически так и должно быть, но на практике сами педагоги часто говорят, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень компетентности в этих вопросах педагога, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.
Педагог должен обладать такими важными профессиональными качествами, которые позволяют педагогические идеи воплотить в положительные результаты:
- высокий уровень культуры;
- способность к формированию и развитию личностных качеств;
- знание психологии и свойств личности;
- применение на практике современной методики обучения и воспитания;
- владение по сохранению и укреплению здоровья технологиями.
И несомненно, не менее важным является умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей.
Итак, педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом детей;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих детей;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- на личном примере учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательной организации. Педагогу недостаточно получить в начале года лист здоровья группы детей от медицинских работников, а использовать его для дифференцирования учебного материала на занятиях, побуждать детей совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах по сохранению и укреплению здоровья. Если здоровый образ жизни является нормой жизни педагога, тогда ученики поверят и будут воспринимать полученные знания должным образом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение следующих проблем:
- педагогу необходимо изменить свое мировоззрение, в свете новых позиций;
- пересмотреть свое отношение к ребенку, воспринимая его как личность;
- исходя из новых задач пересмотреть отношения к организации учебного процесса.
Говоря о сохранение и укрепление здоровья компетентности, необходимо понимать определение «компетентности». Хуторской А.В. объясняет это понятие как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов.
По сохранению и укреплению здоровья компетентность предполагает способность педагога понимать, объяснять, регулировать функциональное состояние, поведение и образ жизни обучающихся в целях сохранения и укрепления здоровья.
Содержание практической готовности педагога к осуществлению по сохранению и укреплению здоровья деятельности выражается во внешних умениях. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. В вопросах по сохранению и укреплению здоровья данные умения взаимосвязаны. Они помогают педагогу привлечь внимание обучающихся к проблеме здоровья, развить у них устойчивый интерес к сберегающим, формирующим и развивающим здоровье видам деятельности и сформировать соответствующие навыки. Кроме того, у детей формируется потребность в знаниях о культуре здоровья и основах ЗОЖ.
В качестве одной из важнейших составляющих по сохранению и укреплению здоровья компетентности необходимо назвать способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.
Первоначально по сохранению и укреплению здоровья компетентность педагога формируется как общекультурная и индивидуальная, но в процессе учебно-воспитательной деятельности она становится профессиональной компетенцией.
Для получения качественного результата в учебно-воспитательном процессе, каждый педагог должен одинаково профессионально владеть всеми перечисленными компетенциями, направленными на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Именно такой подход деятельности педагога задает ценностные ориентиры и установки в реализации образовательного процесса. Он наиболее полно отражает смысл деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, мотивируют к соблюдению норм и правил личной гигиены, физическому и духовному совершенствованию, ответственному выбору детьми здорового образа жизни, подчеркивает ценность и значимость воспитательной составляющей образования.
Цель педагога - создание по сохранению и укреплению здоровья среды, которая позволяет максимально сохранить и укрепить здоровье обучающихся.
Поэтому очень важно, насколько грамотен педагог в вопросах здоровья и ведет ли он здоровый образ жизни. Влияния педагога на ребенка, как указывалось выше, завесить от того, насколько сам педагог будет являться примером для подражания в ситуациях преодоления стресса, в рациональном подходе к питанию, в осуществлении и организации учебного процесса, в рациональном распределении учебной нагрузки, в предотвращении недостаточной физической активности. Важным и обязательным фактором в этом случае становится интеграция благополучия взрослых и детей во всех областях здоровья: психического, физического и социального.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха.
Методы и методики обучения должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Введение инноваций в учебный процесс должно осуществляться только под контролем специалистов. К успеху ведет только строгое соблюдение всех требований и принципов работы:
- правильное использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров;
- учёт индивидуальных особенностей развития детей;
- работа по индивидуальным программам;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями;
- организация динамических перемен и физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Таким образом, можно утверждать, что педагог способствует физическому и психологическому здоровью детей, подготавливая подрастающие поколение к требованиям жизни, при этом выполняя социальный заказ общества.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит настоящее и будущее человечества. Между тем налицо существенное ухудшение здоровья детей нашей страны. Это связанно, как многие считают, с возрастанием объема учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений, недостатком двигательной активности, неправильным питанием воспитанников, недолжным соблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса и отсутствием у детей элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Неслучайно медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.
Поэтому важнейшим направлением деятельности современной образовательной организации является сохранение здоровья подрастающего поколения. При этом здоровья обучающихся надо понимать, как нераздельное единство здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного здоровья.
Поэтому создание современной по сохранению и укреплению здоровья среды требует обязательного применения следующих по сохранению и укреплению здоровья технологий в учебно-воспитательном процессе:
- технология сохранения и стимулирования здоровья;
- технология обучения здоровому образу жизни.
В современном мире здоровье и отношение к здоровью играет важнейшую роль. Образовательные организации, где усваивается ценность здоровья и формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, являются важным звеном социализации детей.

Библиографический список

1. Маханева, М. Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ. – 2004. – 264 с.
2. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2012.
3. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969. стр. 87
4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. /А.В. Хуторской// Эйдос: Интернет-журнал.-2005. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

2019