Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Кошелева Т.В. Формирование валеологической культуры у детей с инвалидностью

Библиографическое описание:
Кошелева Т.В. Формирование валеологической культуры у детей с инвалидностью // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

«Здоровье есть высочайшее богатство человека».
Гиппократ

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современного мира. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, всё возрастающий поток детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями как трагедия мирового масштаба.

По данным ФГНУ «Института возрастной физиологии» за последние годы отмечается резкое ухудшение физического развития, двигательной подготовленности и других критериев здоровья. Так, мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает и 10%, у большинства обследуемых детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения (Динамика состояния здоровья дошкольного и младшего школьного возраста, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина). В качестве одной из наиболее действенных мер по сохранению и укреплению здоровья детей является обучение их основам здорового образа жизни, где ведущая роль отводится взрослым – родителям и педагогам, которым необходимо объединить усилия, чтобы достичь общей цели - помочь детям сохранить и укрепить здоровье. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Воспитанниками нашего учреждения являются дети с инвалидностью, имеющие особые образовательные потребности: дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и сложным дефектом. Этим детям свойственно отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики, нарушение техники движений и двигательных качеств (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), отставание формирования навыков самообслуживания, технических навыков в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Поэтому забота о здоровье воспитанников, представляется нам весьма актуальной педагогической задачей, потому что именно в дошкольном детстве у детей начинают закладываться и воспитываться основные навыки по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению собственного здоровья.

Так в 2021 году разработала дополнительную общеразвивающую программу «Радуга здоровья», целью которой является формирование у детей-инвалидов представлений о здоровье и здоровом образе жизни, установок на заботу о своем здоровье. Работа по программе проходит в процессе повседневной жизни ребенка, находящегося на реабилитации в Центре, в моей группе на стационарном отделении. Передо мной стояли следующие задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о здоровье, здоровом образе жизни;

-формировать у детей ответственность за свое здоровье;

-способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам здорового образа жизни.

Развивающие:

-развивать у детей умение избегать опасных для здоровья ситуаций;

-развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Воспитательные:

-воспитывать привычку к здоровому образу жизни, целеустремленность, организованность, трудолюбие.

Для проведения коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей с инвалидностью были созданы следующие педагогические условия:

· создание специально организованного обучения ребёнка в условиях игры;

· индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку;

· системность и последовательность, повторяемость предложенного материала;

· поэтапное включение родителей;

· взаимодействие всех педагогов (учителя- логопеда, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию и музыкального руководителя);

· создание предметно-развивающей среды в группе.

Коррекционно-педагогическая работа проводилась по двум разделам:

· «Я-человек. Мое тело».

· «Здоровый образ жизни человека».

Работа, проводимая в разделе «Я - человек. Мое тело» была направлена на закрепление у детей представлений о целостности организма человека, знакомство с определением простейших функции некоторых частей тела и лица. Ребёнок познакомился с основными средствами познания мира - зрением, слухом, обонянием, вкусовыми ощущениями.

Для реализации задач использовали следующие формы работы: беседы с детьми на темы: «Кости и скелет», «Мышцы, их роль в движении нашего организма», «С помощью чего мы дышим?», «Что такое сердце?» и т.д. Дети узнали много интересного с помощью валеологических сказок, сюжетно-ролевой игры «Больница», чтения художественной литературы, рассматривания плакатов и книг по теме, отгадывания загадок, дидактических игр «Лабиринты здоровья», «Узнай и назови» и т.д.

Система работы в разделе «Здоровый образ в жизни человека» начиналась с привития детям гигиенических навыков, так как гигиенические факторы составляют обязательное условие для сохранения здоровья.

Большое внимание уделяли организации закаливающих мероприятий, организации воздушных ванн после дневного сна.

В работе по оздоровлению детей большое значение отводится питанию. Детей знакомили с витаминами и продуктами питания, в которых они содержаться. Проводились беседы «Полезная и вредная еда», «Овощи и фрукты-защитники организма».

Чтобы сохранить и укрепить здоровье детей я провожу такие занятия, как: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, корригирующая гимнастика, массаж, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на прогулке.

Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению разных отделов легких, углублению выдоха и улучшения дыхания в целом. Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, инструктора по ЛФК, медсестры и других специалистов. Большое значение в работе с детьми по воспитанию навыков здорового образа жизни имеют: беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы о теле, правилах ухода за ним, о витаминах, здоровье, и правильном питании. Дети изучают свое тело и стараются сделать все, чтоб быть здоровыми и сильными.

Наша работа по формированию ЗОЖ велась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, так как здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

Для повышения уровня педагогической культуры родителей я использую следующие виды работы: индивидуальные консультации и беседы родителей с педагогами («Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Больше внимания осанке» и т.д.), папки- передвижки («Закаливание день за днем», «Здоровый образ жизни семьи», «Здоровое питание детей»), оформление стендов с советами врача.

В нашей группе проводили совместные с родителями и детьми физкультурные досуги и праздники, «дни открытых дверей» с целью просмотра и обучения конкретным приёмам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, элементы релаксации и т. д.)

Совместные прогулки, подвижные игры, спортивные упражнения, развлечения, игры-эстафеты способствовали развитию формирования у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

В течение года проводились развлечения и праздники с участием родителей: «День Святого Валентина», «Масленица», «День здоровья», «Красный, желтый, зеленый», «День защитника Отечества», «На планете здоровья», «Земля - наш общий дом» и т. п. Веселая здоровая атмосфера этих праздников передавалась и взрослым, способствовала пробуждению у них интереса к общению со своими детьми, к повышению внимания к здоровью ребенка. Ведь любой праздник, а тем более спортивный — это всегда радостное событие.

Содействие правильному разностороннему физическому развитию и закаливанию организма, использовала такие приемы, как:

1.Воздушные ванны

2. Полоскание горла прохладной водой

3. Мытьё рук до локтей

4. Точечный массаж

5.Оздоровительные прогулки

6.Умывание холодной водой

7.Полоскание рта и горла прохладной водой

8.Воздушные и солнечные ванные

9.Хождение босиком

10.Психогимнастика

11.Гимнастика для глаз.

Также приёмы точечного массажа с элементами психогимнастики повышают защитные свойства организма: «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат». В гимнастику после сна включаю игровые упражнения («велосипед», «крокодильчик», «лодочка», «кошечка – собачка» и др.). Детям очень нравится выполнять гимнастику в стихотворной форме. В завершении гимнастики после сна дети проходят по дорожкам здоровья, с целью профилактики плоскостопия у детей. Такие дорожки были изготовлены при помощи родителей (пришивали пуговицы на следы, приносили крышечки).

Валеологические знания, полученные в игре, вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Моя работа по внедрению валеологии способствуют формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволили выработать правильное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» считает доктор Е.О. Комаровский.

В результате проделанной работы дети получили доступные знания о теле человека, работе различных органов, путях сохранения и укрепления своего здоровья. Снизилась заболеваемость воспитанников, повысился интерес к регулярным занятиям физической культуры. Сформировались следующие УУД:

1. Личностные:

· понимает смысл понятий «здоровье», «здоровая семья».

2. Коммуникативные:

· активно взаимодействует с педагогом (совместные игры);

· умеет слушать и задавать вопросы;

· строит простое речевое высказывание.

3. Познавательные:

· знает и может применять первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в книге и т.д.);

· умеет работать по предложенному плану (например, при составлении своего режима дня).

4. Регулятивные:

· умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематически проводимая работа улучшает физическое развитие детей. Влияет на общее укрепления организма ребёнка. Главное, чтобы все мы - дети, родители, воспитатели почувствовали и поняли, что дружба с физкультурой и спортом - это здоровье на долгие годы. Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, (шьют костюмы к мероприятиям) и т. д.

Об эффективности разработанных мной мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: у детей сформировалось представление о своем теле и организме; повысился интерес к оздоровлению собственного организма; появилось умение определять свое состояние и ощущение; сформировались навыки ведения здорового образа жизни; снизился уровень простудных заболеваний на 0, 7 %.
2023