Актуальные вопросы начального общего образования

Моргунова Я.А. Разработка урока математики «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Закрепление изученного материала» в 1 классе

Библиографическое описание:
Моргунова Я.А. Разработка урока математики «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Закрепление изученного материала» в 1 классе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Разработка урока математики «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Закрепление изученного материала» для 1 класса

Цель урока: создание условий для закрепления учащимися новой темы, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока: развивать навыки счета, математического мышления.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

- знают таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания в пределах 10;

- умеют в процессе вычислений следовать алгоритму сложения в пределах 20, использовать в речи названия компонентов и результатов действий на сложение и вычитание; знают зависимость между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий, переместительное свойство сложения в процессе вычислений.

Метапредметные:

Регулятивные:

- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

- умение анализировать и исправлять ошибки.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- формирование собственного мнения;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

- формировать интерес к изучению математики;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям.

Межпредметные связи: «Окружающий мир»

Оборудование: Учебник «Математика» 1 класс, автор М.И. Моро; рабочая тетрадь 1 класс, автор М.И. Моро, С.И. Волкова; веер цифр; карточки для рефлексии; интерактивная доска; презентация; компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент

Пусть это утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца приятными чувствами. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтоб вы были добры друг к другу и добро поможет вам.

2. Актуализация знаний.

– Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Дело в том, что один очень хорошо известный капитан, просит вас помочь ему. Он был уверен. Что вы ему не откажете. Внимание на доску. Как же зовут этого капитана? (Джек)

3. Чистописание

9 9

Устный счет

«Цепочка»

«Засели домик»

Перед вами на доске ряд чисел: 10, 11, 13, 16

– Назовите наибольшее число в этом ряду?

– Сколько в нём десятков и единиц?

– Какое наименьшее число?

– Сколько в нём десятков и единиц?

– На сколько 16 больше, чем 10?

4. Самоопределение к деятельности

5 + 4 = 7 + 1 = 5 + 3 =

8 – 2 = 14 – 4 = 7 – 4 =

6 + 5 = 8 + 3 = 9 + 5 =

9 + 6 = 7 + 5 = 8 + 6 =

– Найдите лишний пример в каждом столбике.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

– Какой пример лишний из оставшихся?

(Пример с ответом на однозначное число)

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

– Какие примеры остались? (Ответы детей.) Посмотрите на оставшиеся примеры, вспомните, что изучали на последних уроках математики и скажите, какие знания закрепим? (Ответы детей.) Сегодня мы закрепим знания сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Молодцы, ребята! С заданием справились.

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)

5. Работа по теме урока. Работа по учебнику

Стр. 78 №16

1) 11, 12,13,14,15.

2) 12,13,14.

№18 (стр. 78) – устно

№19.

Читают задачу. Выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое число, обосновывают выбор действия.

– Прочитали задачу.

– Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько открыток получилось у мальчиков и девочек?)

– Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько сделали девочки)

– А можем мы узнать, сколько сделали девочки открыток? (Да)

– Запишем краткую запись.

– Но у нас же есть еще главный вопрос. Сколько всего открыток получилось? (Ставим фигурную скобку и вопрос)

М – 10 откр?

Д –? на 3 откр меньше, чем

– Рассмотрим краткую запись. Что значит «на 3 меньше»?

– Можно ли узнать, сколько открыток у девочек? (Да)

– Каким действием? (Вычитанием)

– Запишите первое действие.

1) 10-3 = 7 (откр.) – сделали девочки

– Можно ли теперь узнать, сколько всего открыток у мальчиков и девочек? (Да)

– Запишем второе действие.

2) 10+7 = 17 (откр.)

Ответ: 17 открыток всего получилось.

№ 23 (самостоятельная работа)

2+8+5 =15 20–10–8 =2

1+9+4 = 14 11–1–7 = 3

№ 21 (дополнительное задание).

19 см 16 см 2 см 2 дм

10 м 13 см 1 дм 13 см

6. Рефлексия. Итог урока.

– Мы справились с заданиями, которые встретили во время нашего урока, а также помогли доплыть капитану Джеку домой.

– Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было интересным? А что было трудным?

Покажите смайлик, с каким настроением вы заканчиваете урок.

– Мне понравилось, как вы хорошо работали. Всем спасибо.

Библиографический список

1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.

3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. — 2009. – № 7.

4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

5. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
2023