Библиографическое описание:
Поштаренко В.К. Футбол как способ адаптации в коллективе суворовцев // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
В истории футбола много интересных фактов. Когда-то, например, считалось, что он является причиной возникновения зависти, злобы, обид и скандалов. Английский король Эдуард Второй даже издал специальный указ о запрете футбола и называл игру в большой мяч величайшим злом [Г. Юрмин]. Сейчас футбол – один из самых любимых командных видов спорта во всём мире, и считается, что он не только улучшает состояние здоровья человека, но и объединяет людей, дисциплинирует, мотивирует, рождает ответственность, чувство товарищества, взаимопомощи.
В 2013 году в школах России был введён образовательный модуль «Футбол для всех», цель которого – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры обучающихся с использованием средств футбола, формирования у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни [4]. В характеристике данного образовательного модуля подчеркивается именно воспитательный фактор, связанный с командным характером игры. Командный характер игры способствует формированию социально-психологических свойств личности: «воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность» [4]. С одной стороны, каждый член командыможет проявить личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество, с другой стороны, личные устремления каждого игрока должны подчиняться интересам коллектива.
Игра в футбол предполагает также постоянное преодоление себя: овладение сложной техникой и тактикой, развитие физических качеств,преодоление усталости, боли, строгое соблюдение бытового и спортивного режима и т.д. Постоянное преодоление себя позволяет вырабатывать волевые черты характера: инициативность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, выдержку и самообладание, целеустремленность [2].
Таким образом, футбол позволяет воспитать у игроков качества, необходимые для их успешного будущего: выносливость, терпение, умение принимать победы и поражения, умение принимать решения, лидерские качества и командный дух.
Для воспитанников образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации футбол – одна из самых доступных и интереснейших игр. Не случайно в системе Министерства обороны регулярно проводятся первенства и спартакиады, кубки Вооруженных Сил Российской Федерации по футболу и мини-футболу среди сборных команд военных образовательных организаций высшего образования и сборных команд довузовского образования.
Системная работа секции по футболу в Пермском суворовском военном училище (далее – Пермское СВУ) дала значимый результат: в марте 2023 года сборная команда Пермского СВУ заняла 2 место в первенстве довузовских образовательных организаций Министерства обороны России по мини-футболу. Престижный трофей оспаривали 28 команд юношей в возрасте до 18 лет из 22 регионов. Командный дух сборной Пермского СВУ позволил преодолеть игрокам плачевное положение, сложившееся в предварительных играх в семи группах (по четыре команды в каждой группе). Суворовцы были настроены показать дух команды, проявить решительность, выдержку. Команда Пермского СВУ с 16 места попала в плей-офф, в 1/8 вышла по жребию на команду-фаворита Краснодарского СВУ и в упорной борьбе в серии пенальти одержала победу, получив колоссальный заряд энергии. Проявляя сплоченность и целеустремленность, невероятную выдержку, на пути к финалу команда Пермского СВУ обыграла другие сильные команды Севастопольского ПКУ (филиал НВМУ) и Тульского СВУ. В финале в упорной борьбе команда Пермского СВУ уступила хозяевам соревнований – команде Тверского СВУ – со счетом 1:0 и стала вице-чемпионом престижных соревнований.
Фотография 1. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы) с начальником Тверского СВУ Ляпоровым Владимиром Николаевичем перед награждением
Фотография 2. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы). Награждение.
Фотография 3. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы).
Фотография 4. Тренировка. Секция по футболу Пермского СВУ. Май 2023.
Система работы секции по футболу в Пермском СВУ такова:
1) соблюдение дисциплины на тренировках;
2) соблюдение порядка проведения тренировки;
3) анализ деятельности суворовцев на тренировках;
4) участие в соревнованиях между командами суворовцев одной роты, разных рот, сборными командами суворовцев из разных рот, между командами суворовцев и обучающихся других образовательных и/или спортивных школ;
5) анализ соревновательной деятельности суворовцев;
6) развитие у суворовцев стремления к результату спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности;
7) формирование у суворовцев адекватной самооценки;
8) формирование у суворовцев тренировочной и соревновательной мотивации;
9) создание положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях;
10) формирование благоприятных межличностных отношений на тренировках между суворовцами;
11) создание благоприятного педагогического сотрудничества тренера с суворовцами.
Для выявления, как футбол способствует адаптации обучающихся в коллективе, был проведено наблюдение за поведением 40 суворовцев, занимающихся в секции по футболу в Пермском СВУ в течение 2-х лет, а затем проведено анкетирование.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Сколько тебе лет?
2. Сколько лет ты занимаешься футболом?
3. Как ты относишься к дисциплине во время тренировки? Почему ты её соблюдаешь?
4. Как ты относишься к порядку проведения тренировки?
5. Какое влияние оказывает футбол на твои отношения со сверстниками?
6. Помогают ли тебе занятия футболов в учебе? Если да, то в чем, по твоему мнению, заключается эта помощь?
7. Чего бы ты хотел еще получить от занятий футболом?
8. Продолжи: Футбол для меня – это …
Результаты анкетирования показали, что независимо от возраста и количества лет занятий спортом дисциплина на тренировке ценится всеми участниками суворовцев, занятия в секции по футболу, как правило, позволяют суворовцам устанавливать дружеские отношения со сверстниками, становиться увереннее. Также, как правило (80% ответов) футбол помогает в учебе (дисциплина, целеустремленность, выдержка и самообладание, умение сосредоточиться), как правило, от занятий футболом ждут получение новых эмоций, навыком работы с мячом или работы в команде, возможность поучаствовать в соревнованиях. Для многих суворовцев футбол – это жизнь.
Таким образом, футбол как командная игра позволяет не только формировать характер и развивать мышление, внимание, память, координацию, но и способствовать объединению игроков, рождает чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывает ответственность, дисциплинирует, мотивирует.
Занятия футболом являются мотивационным фактором: любовь к футболу, к тренировочной и соревновательной деятельности дает стимул суворовцам лучше относиться к учебе, уважительно друг к другу, к коллективу, к себе.
Список использованной литературы
1. Андреев с. Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2006.— 224 с.
2. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с. – URL: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b3172.pdf
3. Киткаев, А. Г. Мини-футбол как средство комплексного развития воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / А. Г. Киткаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83769/ (дата обращения: 07.05.2023).
4. Общероссийский проект «Мини-футбол в школу» / Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – URL: www// bmsi.ru
5. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А.И. Осипенко.—: Смоленск, 2006.— 156 с.
6. Севастьянов, Д. А. Мотивация и игровая активность футболистов в зависимости от их предматчевого состояния [Текст] / Д. А. Севастьянов, В. С. Левин // Физическая культура и спорт – наука и практика. – 2012. – № 2. – С. 2-5.
7. Фролов С. В., Фролов С.С. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 2. – С. 13–18.
Поштаренко В.К. Футбол как способ адаптации в коллективе суворовцев // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
В истории футбола много интересных фактов. Когда-то, например, считалось, что он является причиной возникновения зависти, злобы, обид и скандалов. Английский король Эдуард Второй даже издал специальный указ о запрете футбола и называл игру в большой мяч величайшим злом [Г. Юрмин]. Сейчас футбол – один из самых любимых командных видов спорта во всём мире, и считается, что он не только улучшает состояние здоровья человека, но и объединяет людей, дисциплинирует, мотивирует, рождает ответственность, чувство товарищества, взаимопомощи.
В 2013 году в школах России был введён образовательный модуль «Футбол для всех», цель которого – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры обучающихся с использованием средств футбола, формирования у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни [4]. В характеристике данного образовательного модуля подчеркивается именно воспитательный фактор, связанный с командным характером игры. Командный характер игры способствует формированию социально-психологических свойств личности: «воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность» [4]. С одной стороны, каждый член командыможет проявить личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество, с другой стороны, личные устремления каждого игрока должны подчиняться интересам коллектива.
Игра в футбол предполагает также постоянное преодоление себя: овладение сложной техникой и тактикой, развитие физических качеств,преодоление усталости, боли, строгое соблюдение бытового и спортивного режима и т.д. Постоянное преодоление себя позволяет вырабатывать волевые черты характера: инициативность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, выдержку и самообладание, целеустремленность [2].
Таким образом, футбол позволяет воспитать у игроков качества, необходимые для их успешного будущего: выносливость, терпение, умение принимать победы и поражения, умение принимать решения, лидерские качества и командный дух.
Для воспитанников образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации футбол – одна из самых доступных и интереснейших игр. Не случайно в системе Министерства обороны регулярно проводятся первенства и спартакиады, кубки Вооруженных Сил Российской Федерации по футболу и мини-футболу среди сборных команд военных образовательных организаций высшего образования и сборных команд довузовского образования.
Системная работа секции по футболу в Пермском суворовском военном училище (далее – Пермское СВУ) дала значимый результат: в марте 2023 года сборная команда Пермского СВУ заняла 2 место в первенстве довузовских образовательных организаций Министерства обороны России по мини-футболу. Престижный трофей оспаривали 28 команд юношей в возрасте до 18 лет из 22 регионов. Командный дух сборной Пермского СВУ позволил преодолеть игрокам плачевное положение, сложившееся в предварительных играх в семи группах (по четыре команды в каждой группе). Суворовцы были настроены показать дух команды, проявить решительность, выдержку. Команда Пермского СВУ с 16 места попала в плей-офф, в 1/8 вышла по жребию на команду-фаворита Краснодарского СВУ и в упорной борьбе в серии пенальти одержала победу, получив колоссальный заряд энергии. Проявляя сплоченность и целеустремленность, невероятную выдержку, на пути к финалу команда Пермского СВУ обыграла другие сильные команды Севастопольского ПКУ (филиал НВМУ) и Тульского СВУ. В финале в упорной борьбе команда Пермского СВУ уступила хозяевам соревнований – команде Тверского СВУ – со счетом 1:0 и стала вице-чемпионом престижных соревнований.
Фотография 1. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы) с начальником Тверского СВУ Ляпоровым Владимиром Николаевичем перед награждением
Фотография 2. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы). Награждение.
Фотография 3. Сборная команды Пермского СВУ (вице-чемпионы).
Фотография 4. Тренировка. Секция по футболу Пермского СВУ. Май 2023.
Система работы секции по футболу в Пермском СВУ такова:
1) соблюдение дисциплины на тренировках;
2) соблюдение порядка проведения тренировки;
3) анализ деятельности суворовцев на тренировках;
4) участие в соревнованиях между командами суворовцев одной роты, разных рот, сборными командами суворовцев из разных рот, между командами суворовцев и обучающихся других образовательных и/или спортивных школ;
5) анализ соревновательной деятельности суворовцев;
6) развитие у суворовцев стремления к результату спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности;
7) формирование у суворовцев адекватной самооценки;
8) формирование у суворовцев тренировочной и соревновательной мотивации;
9) создание положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях;
10) формирование благоприятных межличностных отношений на тренировках между суворовцами;
11) создание благоприятного педагогического сотрудничества тренера с суворовцами.
Для выявления, как футбол способствует адаптации обучающихся в коллективе, был проведено наблюдение за поведением 40 суворовцев, занимающихся в секции по футболу в Пермском СВУ в течение 2-х лет, а затем проведено анкетирование.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Сколько тебе лет?
2. Сколько лет ты занимаешься футболом?
3. Как ты относишься к дисциплине во время тренировки? Почему ты её соблюдаешь?
4. Как ты относишься к порядку проведения тренировки?
5. Какое влияние оказывает футбол на твои отношения со сверстниками?
6. Помогают ли тебе занятия футболов в учебе? Если да, то в чем, по твоему мнению, заключается эта помощь?
7. Чего бы ты хотел еще получить от занятий футболом?
8. Продолжи: Футбол для меня – это …
Результаты анкетирования показали, что независимо от возраста и количества лет занятий спортом дисциплина на тренировке ценится всеми участниками суворовцев, занятия в секции по футболу, как правило, позволяют суворовцам устанавливать дружеские отношения со сверстниками, становиться увереннее. Также, как правило (80% ответов) футбол помогает в учебе (дисциплина, целеустремленность, выдержка и самообладание, умение сосредоточиться), как правило, от занятий футболом ждут получение новых эмоций, навыком работы с мячом или работы в команде, возможность поучаствовать в соревнованиях. Для многих суворовцев футбол – это жизнь.
Таким образом, футбол как командная игра позволяет не только формировать характер и развивать мышление, внимание, память, координацию, но и способствовать объединению игроков, рождает чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывает ответственность, дисциплинирует, мотивирует.
Занятия футболом являются мотивационным фактором: любовь к футболу, к тренировочной и соревновательной деятельности дает стимул суворовцам лучше относиться к учебе, уважительно друг к другу, к коллективу, к себе.
Список использованной литературы
1. Андреев с. Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2006.— 224 с.
2. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с. – URL: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b3172.pdf
3. Киткаев, А. Г. Мини-футбол как средство комплексного развития воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / А. Г. Киткаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83769/ (дата обращения: 07.05.2023).
4. Общероссийский проект «Мини-футбол в школу» / Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – URL: www// bmsi.ru
5. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А.И. Осипенко.—: Смоленск, 2006.— 156 с.
6. Севастьянов, Д. А. Мотивация и игровая активность футболистов в зависимости от их предматчевого состояния [Текст] / Д. А. Севастьянов, В. С. Левин // Физическая культура и спорт – наука и практика. – 2012. – № 2. – С. 2-5.
7. Фролов С. В., Фролов С.С. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 2. – С. 13–18.