НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лёвочкина Л.А. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Цели духовно – нравственного воспитания дошкольников:
- сохранение духовно - нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям;
- формирование чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа, к малой Родине;
- стремление возродить традиции семейного воспитания;
- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
• воспитание уважительного отношения к труду.
Музейная педагогика - основное направление работы нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения. В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей в сентябре 2009 года был создан музей «Лента времени».
Цель музея «Лента времени» - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Приобщить дошкольников к духовно – нравственной традиции русского, башкирского народа.
2. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем.
3. Средствами нравственно - духовного воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
4. Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране.
5. Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
Мероприятия, проводимые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом. Воспитатели ДОУ совместно с узкими специалистами разработали программу по формированию любви к родному краю у детей дошкольного возраста с использованием потенциала музея ДОУ.
Поисковый музей «Лента времени» имеет следующие разделы:
1.       «Предметы истории башкирского народа» - позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, культурой народа родного края. Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, педагоги ДОУ используют разнообразные формы, например, дидактические игры домино «Башкирские узоры», «Выложи узор», «Найди отличие» и так далее. Проводят беседы познавательного характера, такие как: «Мой родной Башкортостан», «Башкирское народное жилище», «Гостеприимство башкир», «Башкирские народные музыкальные инструменты», «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак». Знакомят с произведениями поэтов, писателей Башкортостана. Полученные детьми знания в свою очередь воплощаются в развлечениях и праздниках таких как «Сабантуй», «Грачиная каша», «Ураза байрам». Каждый праздник сопровождается праздничным угощением. Для этого привлекаются и родители, они готовят сладкие блюда для чаепития. Ребята на этих праздниках показывают старинные обрядовые игры, читают стихи башкирских поэтов, поют башкирские народные песни. Приятно видеть наших детей вместе с родителями на традиционных праздниках. Проводимые нами развлечения и праздники приносят много смеха, веселья и радости не только детям, но и их родителям.
2.       «Предметы истории русского народа» - помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа. Познакомить с культурным наследием предков. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
В настоящее время в этом разделе собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь (валек, рубель, утюг на углях, ухват, чугунки, ступа, прялки, самовары, сундук, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца и т.д.), народные игрушки и куклы в русских костюмах, предметы народного и декоративно-прикладного творчества.
В целях воспитания интереса детей к русскому искусству и традициям русского народа педагоги ДОУ организуют различные посиделки, проводят народные праздники: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества»; весной - «Масленица»; «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», организуют игры-развлечения «Мода из бабушкиного сундука», игры путешествия «Откуда родом самовар» и др.
3.       «История микрорайона Шахтау» - воспитатели
беседуют с детьми о родном поселке, рассматривают
фотографии, слушают песни, разучивают тематические
стихи. Совместно с родителями изготовлен макет:
«Наш микрорайон в разные времена»;
4.       «История города Стерлитамак»
Цель деятельности: познакомить детей с историей города Стерлитамак, его достопримечательностями; познакомить с особенностями родного края, его историей, памятными местами; Воспитатели создали подборку фотографий, подобрали материал о жизни людей, прославивших наш город. Имеются экспонаты, показывающие продукты производства промышленности современного города.
5.       «Коллекция камней» - здесь представлены необычные, редкие камни, разнообразные изделия из природного материала, которые постоянно пополняются.
6.       «Фотоматериалы о сотрудниках ДОУ»;
7.       «Фотоматериалы о выпускниках ДОУ».
Формы работы в музее следующие:
1. Экскурсии с целью создания коллекции;
2. Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;
3. Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
4. Конкурсы творческих рассказов;
5. Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
6. Выставки по созданию тематики, из природного материала, посвященный творчеству писателей, народному искусству;
7. Викторины;
8. Проведение праздников, развлечений;
9. Сбор экспонатов, поисковая работа;
10. Прогулки, экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями;
11. Анкетирование родителей по теме мини- музея;
12. Тематические вечера, занятия;
13. Театрализованная деятельность и так далее.
Хочется отметить, что экспонаты нашего музея «Лента времени» используются не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-эстетическому развитию, также при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Музей «Лента времени» стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.
Время от времени сюда погостевать приходят не только дети и воспитатели, но и другие сотрудники нашего детского сада. Не удивительно, что музей стал комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых
Китайская пословица гласит "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я пойму". Созданный нами музей "Лента времени" является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, их подвигах и профессиональных достижениях, воспитывает истинный патриотизм и духовно-нравственные ценности.
"Библиографический список"
1.       Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
2.       Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.       Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.
4.       
2019