Актуальные вопросы начального общего образования

Ольшанская Г. М. Личностное и профессиональное развитие учителей начальных классов в педагогической деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf

В условиях современного развития общества, образование должно отличаться своей полнотой, масштабностью, способностью более точно реагировать на вызовы времени, развивать человека и эффективно действовать в глобальной среде.
Профессионализм учителя начальных классов определяется следующими факторами: профессиональная подготовленность (т.е. наличие у учителя специальных знаний, умений и навыков, а также его психофизические особенности); профессиональное самоопределение (т.е. поиск себя в профессии, своего индивидуального стиля профессиональной деятельности, профессионального имиджа); саморазвитие (т.е. целенаправленное формирование в себе профессиональных качеств, необходимых для достижения поставленных целей в профессиональной деятельности).
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
  Одним из стимулов к повышению педагогического мастерства является любовь детей к педагогу. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то прием, и в результате завоевывает уважение, сердце ребенка. Это доставляет ему профессиональное удовлетворение, и тогда он пытается не только усвоить известный способ, но и ищет новые подходы. Равнодушный же педагог не нуждается в любви детей. Он может созерцать хулигана, двоечника или неряшливого ребенка, не пытаясь изменить их. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, что означает завоевывать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ, тогда он будет авторитетным для воспитанников. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная, самовоспитательная потребность. Учитель должен постоянно учиться, и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.
К современному компетентному учителю начальных классов предъявляются следующие требования:
- осознание смысл и цели образовательной деятельности современной школы, а также наличие собственно выработанной образовательной позиции;
- умение составления целостной и полноценной образовательной программы;
- способность замечать индивидуальные способности учеников и выстраивать учебный процесс в соответствии с данными особенностями;
- владение формами и методами сопровождающего обучения;
- готовность предоставить качественную характеристику образовательных изменений учеников;
- желание личностно развиваться и заниматься рефлексивной деятельностью.
Под профессиональным развитием учителя понимается непрерывный процесс приобретения им новых компетенций, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Выделяют несколько основных этапов профессионального развития учителя начальных классов (рисунок 1):

Рисунок 1 – Этапы профессионального развития учителя начальных классов
Первые два этапа выступают основными элементами системы профессионального развития учителя начальных классов и регулируют связь между системой образования и профессиональной деятельностью.
Результатом профессиональной адаптации учителя начальных классов является адаптированность, что оказывается во включении человека в социальную среду в процессе её деятельности, интеграции со сообществом и самоопределение в ней. Адаптированная личность готова к профессиональной деятельности, не испытывает психологического дискомфорта, имеет положительное отношение к окружающему миру и самого себя. От успешной деятельности в период адаптации зависит укрепление профессиональной мотивации, дальнейшее профессиональное развитие педагога. Некомпетентность учителя, отсутствие опыта, нежелание принять помощь со стороны руководства могут привести к дезадаптации, что проявляется в незаинтересованности в профессии, психологическом дискомфорте, конфликтности, что может привести к изменению рабочего места и профессиональной деятельности в целом. Данный этап предусматривает формирование профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, которые понадобятся для дальнейшего развития учителя.
Становление профессионала – второй этап профессионального развития учителя начальных классов, который представляет собой процесс прогрессивного изменения личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование.
Третий этап профессионального развития учителя начальных классов – профессиональное мастерство, то есть, синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности и проявление творческой активности личности педагога, то есть, комплекс качеств личности, обеспечивает самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности.
Профессионализм – четвертый этап профессионального развития учителя начальных классов – это интегральная психологическая характеристика человеческого труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией.
Квалификация как уровень полученного профессионального образования подтверждается соответствующими дипломами в результате успешного прохождение специалистом текущих и итоговых квалификационных экзаменов, что выявляют и показывают в основном его профессиональную эрудицию.
Таким образом, основными этапами профессионального развития учителя начальных классов является профессиональная ориентация и адаптация, становление профессионала, профессиональное мастерство и профессионализм. Поэтапное профессиональное развитие ведёт к принципиально новому способу жизнедеятельности учителя – творческой самореализации в профессии, которая позволяет выявить свои индивидуальные и профессиональные возможности.

Список литературы:

1. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис. д-ра пед. наук Л.К. Гребенкина. М., 2020.
2. Николаева, М.В. Сущностные характеристики основных понятий курса «Педагогика»: теория и методика воспитания: учеб.- метод. пособие / М.В. Николаева, Л.В. Каткова, Т.С. Перекрестова. — Волгоград: Перемена, 2018. — 70 с.
2021