Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Современное общество развивается с огромной скоростью, давая всё больше материальных благ, которые облегчают наши повседневные заботы, делают нашу жизнь интересной, увлекательной. И вот в погоне за этими благами и развлечениями мы как - то всё меньше задумываемся о доброте, сочувствии, сопереживании. Мы воспитываем и обучаем детей по новым стандартам, освоив которые, они должны стать успешными гражданами общества обладающей ключевыми компетентностями, способными к ответственному поведению и самореализации. Понятие «успешность» очень размыто и неясно. Успешен тот, который приспособился к современному ритму жизни и зарабатывает себе на всевозможные удовольствия? Или успешный тот, кто знаменит, о ком пишут в соцсетях? Или все-таки успешный – это такой человек, который смог и самореализоваться и не забыл о милосердии, сострадании и о помощи ближним?
«Обогащенная память и подвижная мысль - при мёртвом и слепом сердце - создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека»- писал русский философ Иван Александрович Ильин.
Поколение детей пришедших в школу уже сегодня, разительно отличаются от их сверстников, вступивших в ряды школьников 10 и даже 5 лет назад. Сейчас ребята более активные, смелые и самоуверенные. У многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, неумение сочувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.
Искажение моральных устоев, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. «Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться», - А.Асмолов [3, с.4]
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития ребенка.
В ходе решения задач по формированию духовно-нравственных ценностей мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке и во неурочное время уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Хочу остановиться на уроках литературного чтения и русского языка и познакомить вас с особенностями проведения предметных недель.
В предметные недели вовлекаются все учащиеся начальной школы. Неделя спланирована так, что каждый день проходит какое-то мероприятие. Тема недели «вплетается» и в уроки окружающего мира и математики. Задания распределены по уровню сложности для 1- 4 классов. На общешкольной линейке в понедельник старосты класса получают план мероприятий.
Говорится «напутственное слово» учителей, проводящих неделю и краткое знакомство с темой. Итоги подводятся в следующий понедельник. победителям и призерам под аплодисменты вручаются грамоты и сертификаты участникам. Определяется самый активный класс, получающий грамоту в «школьный уголок». Недели тематические, это значит, каждый год тема и содержание меняется, но некоторые мероприятия стали «классическими». Это олимпиада по предмету, конкурс чтецов. Названия недель говорят сами за себя: «Неделя сказок народов мира», «Устное народное творчество и народные промыслы», «Защитник Отечества. Кто он?», «Любимые праздники - Рождество и Новый год».
«Неделя сказок народов мира». Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других. Детям были предложены такие задания: проиллюстрировать сказку (1,2 классы) и нарисовать стенгазету (3,4 классы), разыграть отрывок из сказки по ролям. Были проведены конкурсы на лучшего рассказчика сказки, викторина «лучший знаток сказок».
«Устное народное творчество и народные промыслы». Устное народное творчество – это «кладезь» народной мудрости. Русский народ, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делал из этих наблюдений выводы, умозаключения. Создавал образные поучительные произведения: пословицы, поговорки, былины, сказания, песни, загадки. И на этих ярких и доступных пониманию текстах учил жить по правде, т. е. праведно: творить добро, не делать зла, поступать в гармонии, в согласии с заповедями Божиими.
Вся неделя была направлена на подготовку фольклорного праздника. Учащиеся искали пословицы и поговорки на различные темы: «Об учении», «Дело мастера боится» (о труде), «Не нужен клад, кол в семье лад».
Инсценировали народные песенки и потешки, разучивали частушки. Рисовали иллюстрации к скороговоркам и сказкам. Во внеурочной деятельности и на уроках изобразительного искусства дети знакомились с умельцами русской земли. Совместно с родителями была организована выставка «Народные промыслы», где были представлены изделия Гжели, Хохломы, Жостова. Как заключение недели был проведён праздник, где выступали творческие коллективы от каждого класса. Строгое жюри подводило итоги и награждало активных ребят.
«Защитник Отечества. Кто он?». Эта неделя включала в себя уроки внеклассного чтения исторического содержания.
Произведения о героях русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри, защитники Отечества времен Александра Невского и Дмитрия Донского, герои войны 1812 и 1941 года являются воплощением нравственных качеств русской души: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Кроме олимпиады, где учащиеся показывали свои знания по истории России, проводилась командная игра «Брейн – ринг». Лучшие знатоки истории соревновались в умении создать кроссворд на тему, разгадать по описанию народного исторического героя. Также проверялось умение работать в команде, быстро реагировать, дать самооценку и оценку другим.
Было запланировано и проведено мероприятие «Интересная встреча». В гости к ребятам пришел настоятель храма Рождества Христова с.Гололобово протоиерей Дионисий Басов. Священник рассказал ребятам о народном герое и святом - Благоверном князе Александре Невском. Ребята с интересом выслушали рассказ, посмотрели мультфильм «из песка».
Говоря о духовно-нравственное воспитание личности, нельзя не упомянуть предмет «Русский язык», как один из самых развитых и богатых языков мира. Различные направления урочной и внеурочной работы по русскому языку помогают формированию нравственных качеств личности, способствуют развитию отношений с окружающим миром, правильному отношению к другим людям: человечности, милосердия, совести, побуждают не только думать, но и формировать нравственные позиции.
Тематика предметных недель русского языка обычно проводится в феврале-марте и посвящена реализации проекта «Будущее нашего Отечества».
Программа включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования личности.
1. Нравственно – правовое воспитание. Направление «Отечество»
2. Цель: воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, село, край, Россию, человека- патриота. (Уроки-викторины «Знание – Сила», конкурсы сочинения, изложения, сочинения-миниатюры на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть», конкурс "Смотр строя и песни")
3. Трудовая деятельность Направление «Земля – наш дом»
Цель: формировать понимание того, что человек, общество— звенья одной цепи; формировать положительное отношение к труду и окружающей среде как источнику радости и творчества каждого человека. (акция «Чистый двор», листовки «Вместе! На доброе дело. Все на субботник!»)
4. Формирование положительных привычек Направление «Здоровье»
Цель: воспитание физически, психически, нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота, обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования в социуме. (конкурсная программа «Грамотные спортсмены», выпуск газеты «Здоровье»
5. Художественно – эстетическая деятельность Направление «Культура»
Цель: развитие чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса, творческих способностей учащихся. (конкурс «Лучший каллиграф», конкурс «Лучшая тетрадь», организация и проведение школьных праздников)
6. Познавательная деятельность Направление «Интеллект»
Цель: определить круг реальных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии. (Олимпиада «Знатоки русского языка», командный конкурс «Битва словарных слов», Оформление и выставка творческих работ
Стенгазета на тему «Защитникам Отечества посвящается», «Аллея героев город Коломна», «История подвига героев-земляков»;
Газета поздравление (стихи, загадки, занимательные вопросы, ребусы и др.)
Военные профессии. (Профессия моего папы) в рамках мероприятия «Интересная встреча» приглашены родители или знакомые военных профессий для проведения беседы.
Будучи массовой формой работы, предметная неделя выступает как уникальная система, которая интегрирует, содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий, а также позволяет расширить кругозор, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам на уроках и во внеурочное время.
Уроки гуманитарного цикла (русский язык и литературное чтение) оказывают самое влиятельное воздействие на душу ребенка. Это могучая защита от зла – если ее правильно выстроить. Задача учителя - формировать у учащихся потребность размышлять о том, что хорошо, а что плохо, прививать вкус к чтению лучших произведений классической литературы. Через тщательно продуманную систему уроков и занятий внеурочной деятельности учитель может помочь детям стать «человечнее», сочувствовать другим, уметь прощать, найти себя в прекрасном мире русской культуры и не «потеряться» в современном обществе.
«Тем и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной».
Ф.М. Достоевский.
Список использованной литературы:
1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-122. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 1999.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
4. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
5. Урок русского языка как звено воспитательного процесса / Соотношение теоретического и практического в обучении русскому языку. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1989. – С. 52-64.
Список использованных интернет-ресурсов:
1.http://www.zavuch.info
2.http://www.uchportal.ru/load