НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Савкина М. И. Техническое конструирование как средство успешной социализации детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


В настоящее время государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих техническим складом мышления и высокими интеллектуальными возможностями. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного воспитания и обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.

Осознавая проблему, связанную с технической направленностью в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, приоритетным направлением педагогической деятельности выбрала работу по теме: «Техническое конструирование, как средство  успешной социализации детей дошкольного возраста».

Говоря о социализации дошкольника, подразумеваем формирование его готовности к освоению различных социальных ролей, к выбору собственной роли в системе социальных отношений и желанию включиться в эту систему.
Использование в образовательном процессе конструкторов, которые базируются на новых информационных технологиях, способствующих развитию технического творчества детей и формированию научно – технической профориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Предложенная образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.
Конструкторы существуют на рынке игрушек уже на протяжении нескольких десятилетий, и на сегодняшний день остаются незаменимым материалом для работы с детьми в дошкольных учреждениях. Обладая высокими образовательными возможностями, многофункциональностью, высокими эстетическими характеристиками, дают возможность познакомить воспитанников с техническим творчеством, способствуют формированию задатков инженерно-технического мышления, развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков, формированию связной речи, обогащению словарного запаса.
При ознакомлении детей с конструктором применяю следующий алгоритм:
·                   ознакомление с названием конструктора;
·                  с содержанием и правилами работы с конструктором;
·                  с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей;
·                   различными способами скрепления деталей.
Далее следуют игры детей с конструктором, начиная с самых простых, таких как: «Найди такую же деталь», «Построй высокую башню», «Разложи по цвету», «Дорога для машин», «Повтори узор». Уже на этом этапе работы у воспитанников развивается внимание, способность контролировать свою деятельность для получения результата, умение довести начатое дело до конца, что является очень важным для дальнейшего развития.
Понимая, что работа с конструктором в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который способен объединить в себе элементы игры и экспериментирования, способствующий развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста. Стал вопрос о том, как найти место качественному изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной, какие новые технологии и материалы можно привлечь для работы в данном направлении.
В составе творческой группы успешно приступила к работе по реализации инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», по направлению «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».  
Проанализировав огромный потенциал программы, методический комплект, наборы и материалы приступила к апробации и реализации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» с воспитанниками средней группы.
Целью работы этого направления стало формирование конструкторских навыков наших воспитанников, развитие интереса к моделированию и конструированию, стимуляция детского научно - технического творчества, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Одной из особенностей программы является включение педагога в деятельность наравне с детьми. Педагог не контролирует детей, а обсуждает замыслы; анализирует вместе с ними образцы; учит комментировать шаги своей работы; деятельным присутствием стремится получить конечный продукт и поддержать у ребят это стремление.
Программа была представлена родителям и получила положительные отзывы. Для дальнейшей работы и успешной реализации программы обогащалась предметно – пространственная среда группы. Приобрели различные виды конструкторов: «LEGO», магнитный, металлический, электронный, напольный деревянный и базовый набор «Дары Фрёбеля».
«Дары Фрёбеля» или «Шесть даров Фридриха Фрёбеля» (14 модулей) - это комплекс обучающих материалов с методическими пособиями по работе с ним, включающий:
1.                мягкие мячи разного цвета на ниточках,
2.                небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3.                кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое»«половина»«четверть» и т. д.
4.                такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5.                куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
6.                кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Эти и другие пособия оказывают большую помощь всем педагогам по использованию в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для успешного овладения детей навыками конструирования и дальнейшей социализации, выбрала наиболее приемлемые формы работы с детьми:
·                  непосредственно образовательную деятельность;
·                  просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций;
·                   проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы;
·                  прогулки, экскурсии;
·                  дидактические игры; 
·                  развлечения по темам.
В ходе дальнейшей работы с различными видами конструкторов создавались подвижные конструкции, которые отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.  Дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, знакомятся с новыми для них понятиями «Чертеж», «Инженерная книга», «Робот», «Робототехника» и другие. Учатся работать с инженерной книгой.
Для планирования деятельности детей и адекватной её оценки, необходимо использовать инженерную книгу с личной фотографией на каждого ребенка. На этапе знакомства с книгой, определились основные условные обозначения, применяемые в книге, последовательность и правила ее заполнения. В книге дошкольники самостоятельно учатся определять замысел будущей работы, фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей.
Инженерная книга сохраняет творческие задумки детей на протяжении учебного года, в ней отражены правила безопасности работы с конструкторами, планирование и зарисовывание этапов работы, рисование конечного результата постройки и его последующее сравнение с начальным вариантом.
Занятия в рамках данной программы подразумевают обязательное фото фиксирование конечного результата работы (постройки, поделки), занесение фото в инженерную книгу. Все этапы работы с книгой находят положительный отклик у воспитанников, дети с большим интересом, бережно и внимательно фиксируют каждый этап работы.
Процесс организации каждого занятия проходит по определенным этапам:
1. Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
2. Инженерная книга. Схемы, карты, условные обозначения.
3. Техника безопасности.
4. Выбор рабочего места, материалов, партнера.
5. Конструирование + стимулирование общения детей между собой.
6. Стимулирование, инициатива детей (поддержка детских идей).
7. Обсуждение построек. Оценка деятельности (что получилось).
8. Обыгрывание моделей (стимуляция активизации словаря).
9. Размещение моделей в предметно пространственной среде группы.
10. Фотографирование деятельности и объектов.
11. Инженерная книга.                                    
В ходе работы воспитанники получают знания по таким тематическим блокам как:
·                  «Машиностроение и машиноведение»;
·                  «Роботы, мехатроника и робототехнические системы»;
·                  «Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение»;
·                  «Транспортное, горное и строительное машиностроение»;
·                  «Авиационная и ракетно-космическая техника»;
·                  «Кораблестроение»;
·                  «Электротехника»;
·                  «Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы»;
·                  «Радиотехника и связь»;
·                  «Информатика, вычислительная техника и управление»;
·                  «Энергетика»;
·                  «Технология продовольственных продуктов»;
·                  «Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности»;
·                  «Процессы и машины агроинженерных систем»;
·                  «Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева»;
·                  «Транспорт»;
·                  «Строительство и архитектура».
Данные  тематические блоки объединили в себе 33 темы для детей старшей группы и 39 тем для детей подготовительной группы.
Работа по конструированию реализую как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Работа в рамках программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» находит свое отражение во всех образовательных областях, позволяет интегрировать знания детей.
В работе достигнуты следующие результаты:
·                  дети овладевают техническим конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность, есть представление о профессии технической направленности;
·                   знают название имеющихся видов конструкторов, могут описать принцип работы;
·                  имеют представление об инженерной книги, могут работать с ней;
·                    способны выбирать технические решения, участников команды, малой группы;
·                  развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструкторами;
·                   способны к волевым усилиям при решении технических задач, могут следовать социальным нормам поведения и правилам.
Результаты работы на данном этапе показали, что тема конструирования и робототехники интересна детям и родителям. Планирую и дальше продолжать работу в области технического конструирования и робототехники со своими воспитанниками. Оснастить группу такими игровыми наборами как: Полидрон «Проектирование»; Конструктор пластмассовый «Техник»; Академия Наураши» «Азбука робототехники», а также постоянно пополнять развивающую среду группы методическим материалом: иллюстрации, схемы, картотеку видео материалов по темам занятия.

Библиографический список

1.                Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014. 44 с.
2.                Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Физическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014. 24 с.
3.                Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.
4.                Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. Москва: ИД «Карапуз», 2000. 272 с.
5.                Фребель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 248 с.

2022