Актуальные вопросы дошкольного образования

Свиридова Л.Н. Инновационные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Поэтому существует необходимость создания условий для реализации творческих способностей дошкольников, способности добиваться успеха и социального признания уже с дошкольных лет. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается
Итак,первое- открытие, констатация в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития. Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и метода экспертных оценок. На этом этапе осуществляется сбор дополнительной информации от специалистов ДОО, родителей, изучается специальная литература для уточнения выявленной одаренности ребенка, организуется психолого -педагогический консилиум, на который приглашаются все педагоги, работающие с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
·                            выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
·                            подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
·                            актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.
Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.
Диагностика музыкальных способностей позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Но, как правило,любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Для создания условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей нужны следующие принципы:
1.        Системность занятий.
2.        Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
3.        Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
4.        Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
5.        Креативность и эмоциональность педагога.
6.        Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
7.        Преемственность в работе с другими специалистами.
8.        Связь с семьей.
1.       И идеале –создание специальной программы для работы с одаренными детьми, разработка занятий продолжительностью 20-25 минут, в структуру которых включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние.
2.       В структуре занятий различные игровые упражнения на раскрепощение эмоциональной сферы ребенка.
3.В занятие включены такие виды деятельности,как «элементы музыкальной грамоты», «подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано», «сочинение мелодий и песенок на заданный текст»,а также «музыкально-двигательные импровизации»
4.и 5 А также новые подходы к музыкальному образованию, требующие использования абсолютно иных, наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Свою работу я стараюсь базировать на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, О. Кацер, М. Картушиной, А. Евтодьевой. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
6. Одним из условий для реализации музыкальных способностей детей является предметно-пространственная среда музыкального зала, включающую в себя музыкально-дидактическую базу, ИКТ-зону и «территорию творчества».
Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. ИКТ применяю в разделе «слушание»,«музыкальная грамота» и пение: наглядность в форме коротких видеопрезентаций помогает усвоить длительность звуков (короткий – длинный), зрительно подкрепляется направление движения мелодии вниз или вверх и т.д. Мною собрана аудио- и видеотека презентаций, танцев, песен, в ДОУ в наличии имеются детские музыкальные инструменты и т. д.
7. Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:
- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т.п.).
- Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.
- Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т.д.
8. Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т.д. – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.
Дополнительная работа с детьми с высоким уровнем развития музыкальности предполагает:
·                            участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
·                            подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания.
Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Для развития этих способностей предполагаю структуру занятий:

 Содержание работы

Значение данного вида деятельности для развития музыкальности ребёнка.

1. Вводная часть( песенки –приветствия, психо-эмоциональные упражнения,дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения.

Раскрепощение эмоциональной атмосферы

Развитие речевого аппарата

2. Элементы музыкальной грамоты.

Подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст.

Развивает музыкально-слуховые представления, репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального развития.

 3. Музыкально-двигательные импровизации.

 Развивают творческое восприятие музыки, творческие способности при передаче настроения и содержания музыки, а так же является релаксационным моментом на занятии (эмоциональное и мышечное расслабление).


 Так с технологии песенок-распевок начинаются музыкальные занятия. В работе с детьми использую распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению, улучшают эмоциональный климат. Например, музыкальное приветствие для младших дошкольников «Здравствуйте» автора Марии Картушиной.
Оборудование:Картинки: теленок, козленок, ягненок, цыпленок»
( Исполнение воспитателем 1 мл. группы)
Для создания раскрепощенной атмосферы и доверия, формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов на помощь приходит технология «активных действий»
Игра «Волшебный стульчик»
Цель: создание раскрепощенной атмосферы и доверия, формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Оборудование: стулья по заявленному количеству, карточки с изображением эмоций.
В наш век нельзя обойтись без применения ИКТ технологий. Так для развития вокального дыхания ребенок с удовольствием выполнит видеоупражнения. Если вы затрудняетесь сами сделать электронное пособие, то такие упражнения вы можете найти в интернете.
Перед разучиванием или исполнением песен также можно использовать ИКТ технологию видеораспевания по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. Например, видеораспевка «Горошина», с показом высоты звука рукой.
В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лѐгкого звучания голоса и чистоты интонации. Игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своѐ пение и пение товарищей.
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.
Например, « Лиса и воробей»
Для развития звуковысотного представления пользуюсь электронным пособием. «Куда пощла матрешка».
Нотную грамоту ребенок скорее осваивает с применением игровой технологии. Для попевок используется прием замещения графического обозначения нот картинками. Дети практически с первого раза запоминают последовательность нот. Это способствует быстрому усвоению,например, понятия «поступенное движение».
Например, упражнение « Лесенка».
Цель: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением игрушкиили руки..
Задачи: Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движением игрушки) по слуховому восприятию.
Оборудование: металлофон, карточка с попевкой,где графическое изображение нот замещены картинками: до-домик,ре-репка и т.д)
Так ребенок может придумать свою мелодию и «записать» ее с помощью «заместительного обозначения».Ребенку даю фишки с изображением «нот».
Для развития творческого восприятия музыки, творческих способностей при передаче настроения и содержания музыки, а так же являющее релаксационным моментом на занятии (эмоциональное и мышечное расслабление) можно предложить такой вид деятельности, как музыкально –двигательные импровизации. Репертуар для музыкально-двигательных импровизаций разнообразен.
Технология «Хор рук» направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. Она интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» – другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» – снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т.д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.).
Особенностями данной технологии является:
·          применение формы для ситуаций от занятия до концертного показа;
·          простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.
·          Именно данная технология предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера;
·          пластическое участие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка;
·          погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д., несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира;
·          является одной их форм арт-терапии, арт-педагогики, музыкотерапии как активная релаксация;
·          направлена на развитие двигательной фантазии детей;
·          способствует развитию чувства ритма;
·          двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания;
·          является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков;
·          способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы;
·          развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
·          может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста;
·          показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.
Подобных игры можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.
Таким образом, работа с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, в системе индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Планируемый результат.

·          наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
·          владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
·          проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
·          уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
·          стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
·          умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
·          умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Талант — присущие от рождения определённые способности, и нужно раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Список интернет-ресурсов:

1.       https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00744124_0.html
2.       https://students-library.com/library/read/53873-muzykalnost-ee-osnovnye-komponenty-razvitie-muzykalnosti-v-processe-muzykalnoj-deatelnosti
3.       http://psihdocs.ru/aktualenoste.html?page=2
2019-02-17 16:03 2019