ГОУ «Бендерский детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Задачи: 1. Образовательные: - формировать образную речь; - умение подбирать образные выражения; - учить составлять сложные предложения; - учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. 2. Развивающие: - развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы детей; - обогащение словаря детей; - развитие внимания, мышления. 3. Воспитательные: - создать хорошее настроение; - воспитывать доброту, чувство товарищества; -поощрять активность и самостоятельность; - учить выслушивать ответы других детей. Предварительная работа с детьми. - знакомство со сказкой «Царевна лягушка», с героями сказки. Иллюстрации: Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Иван царевич, царевна-лягушка, яблоко, модели сказок «Хаврошечка», «Бременские музыканты», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»,заяц, медведь, Баба Яга, селезень, щука. Ход НОД: 1.Организация группы. Учитель – логопед. К нам в детский дом пришли гости. Гости дорогие, важные какие. В зале здесь у нас сидят, Строго так на нас глядят. Взглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и сердитые? Ответы детей. Нет. - А какие? ( Добрые, спокойные, улыбающиеся, внимательные, светлые, открытые и т. д.) Учитель-логопед. Давайте с ними поздороваемся. Дети. Здравствуйте. Учитель –логопед. А как еще можно поздороваться? (Ответы детей) 2.Вводная часть. Загадка. Что за добрые друзья живут в доме у меня? Они стоят в шкафу на полках, в переплетах толстых, тонких. Друзья рассказывают мне, что происходит на Земле, Есть ли инопланетяне, что творится в океане, Что случилось в Антарктиде? Обо всем расскажут … (книги) Учитель – логопед. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: Иднем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Дети, а вы любите сказки? А почему вы их любите? Ответы детей. ( Сказки интересные, захватывающие. В сказках добро побеждает зло. В сказках есть волшебство, волшебные предметы, волшебные превращения. Звери разговаривают.) В мире много сказок есть добрых и простых. И прожить на свете нам нельзя без них. 3. Создание игровой мотивации – письмо от Кощея. Испытания пройдете, героя спасете, сказку найдете. Готовы? Учитель – логопед. Приготовьте ушки, глазки. Поиграем мы со сказкой. А чтобы отправиться в сказку нам надо размяться. 4. Разминка. Задание. «Из какой сказки?» (По предметам) -Яблоко. ( «Гуси – лебеди», Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о молодильных яблоках») (По моделям) Модель сказки «Хаврошечка» (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка) Модель сказки «Бременские музыканты»(По цвету) Вижу сказки знаете, пора отправляться в путь. Отправляемся друзья, В чудо сказку вы и я. Пора спасать героев сказки. Задание 1. Назовите героя сказки. О какой сказке идет речь? В дом хозяева зашли, беспорядок там нашли. -Модели сказок «Маша и медведь» (красный и коричневый круги), «Три медведя», «Мужик и медведь». - Какой герой встречается в этих сказках? ( Медведь) Одного героя мы спасли. Задание 2. Узнайте сказку по двум словам. Переночевать, по закоулочкам. (Заюшкина избушка) Кто главный герой сказки? (Лиса и заяц) Почему поругались лиса и заяц? Про каког героя говорят дрожит как осиновый лист? ( про зайца) 2-го героя спасли. Задание 3. Двигательная модель по сказке «Гуси лебеди». Метод пропущенный кадр. Что это за сказка? Кого из героев нет в этой модели.? ( Баба Яга). Узнали 3-го героя сказки. Это Баба яга. Задание 4. Загадка. Плавать здорово умею, и ныряю смело, И красивое всегда мое оперенье. Я летаю высоко, очень-очень далеко, прокричу кря-кря-кря, Как зовут меня друзья? (утка) - Муж пропал – это не шутка, всполошилась, плачет утка. Проискала целый день. Сам нашелся … ( селезень) 4-го героя нашли. Задание 5. Речевая зарядка Чка-чка-чка – из избы выходит печка. Ва-ва-ва -на санях лежат дрова. Из какой сказки эти слова? ( Из сказки по щучьему велению) Кто главный герой сказки? (Емеля) Кто одарил Емелю волшебным даром, чтобы все его желания исполнялись? (Щука) 5-го героя нашли. Задание 6. Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте, в какой сказке живут эти герои. -Иван – крестьянский сын. -Иван царевич. -Иван – дурак. Выберите одно героя, который живет в этой сказке. Дети смотрят на модель сказки и выбирают. Кого из героев мы еще не назвали? (Василиса Прекрасная) Как называется эта сказка? (Царевна лягушка) Пришла пора отдохнуть. Задание 7.Физкультминутка – речь с движениями «Звериная зарядка» Чему учит эта сказка? По одежке встречают, а по уму провожают. (Это относится к царевне лягушке) Не делай зла, не получишь добра. Нет худа без добра. ( Эти пословицы подходят к эпизоду, когда Иван царевич неосмотрительно сжигает кожу лягушки.) Задание 8. Игра «Хорошо - плохо» Передаю ребенку мяч. Хорошо, что Иван царевич…(женился на лягушке) Плохо, что Иван царевич …(сжег лягушачью кожу) Хорошо, что лягушка…(оказалась царевной) Плохо, что Василиса …(оказалась у Кощея) Хорошо, что медведь…(помог Ивану царевичу). Плохо, что из сундука …(выбежал заяц). Хорошо, что селезень…(помог Ивану царевичу). Плохо, что яйцо…(упало в море). Хорошо, что щука…(подплыла к Ивану царевичу с яйцом). Подведение итогов. Кого мы спасли? (Василису Прекрасную) Давайте поговорим о героях сказки. Как вы думаете, почему мне понравился Иван царевич? Какой он? (Терпеливый, выносливый, целеустремленный) За что бы вы хотели похвалить Ивана царевича? Иван царевич – мужской образ и чтобы походить на него, мальчики должны постараться быть терпеливыми, сильными, добрыми. Ответы детей. -Мне понравился один герой. Характеристика героя. Василиса – трудолюбивая, старательная, аккуратная, хозяйственная. Василиса Премудрая – это женский образ сказки, чтобы стать похожими на нее девочкам нужно стараться быть аккуратными, старательными, ласковыми, терпеливыми и спокойными. -Кому бы вы хотели подарить теплое словечко? (Старику, бабе Яге, медведю, зайцу, селезню, щуке). Молодцы! Вы дружно поработали, со всеми заданиями справились и помогли спасти Василису Премудрую. Спасибо. Все ребята это знают –сказки в жизни помогают: Быть нам честными всегда, не бояться никогда, Быть добрее и скромнее, терпеливее, мудрее. Сказки чаще вы листайте, ежедневно их читайте. Наше путешествие подошло к концу.