НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ханжина Е.В. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Ханжина Е.В. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

С внедрением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность является как одно из ведущих направлений развития ребенка, в том числе и экспериментальная деятельность. Целевые ориентиры по освоению Программы выпускника дошкольной образовательной организации представлены в виде желаемого портрета, обладающий такими качествами как любопытство, любознательность, заинтересованность в участие в образовательном процессе, способность самостоятельно решать проблемные образовательные ситуации.

Познавательное развитие в контексте ФГОС ДО предусматривает «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий». Организация образовательной деятельности старших дошкольников заключается в форме партнёрства, где взрослый выступает помощником, направляет и координирует действия детей в исследовательской деятельности. В результате таких взаимодействий детям дается возможность проявить собственную познавательную активность.

Старший дошкольный возраст – это важный этап в развитии личности, когда происходит переход от природного любопытство к любознательности, обладающий качественно новыми чертами. Любознательность – это внутренний стимул, направленный на познание окружающего мира, а также является фундаментом для развития познавательной деятельности. Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте экспериментаторская деятельность приобретает новые качественные черты, теперь экспериментирование является как и игра самостоятельным видом деятельности.

Старший дошкольник получает следующий ряд навыков структурирования экспериментальной деятельности: видеть проблемную ситуацию, целеполагание (что необходимо сделать), обследование объекта или явления, выдвижение гипотезы (как и с помощью чего нужно сделать, чтобы был результат), проверка продолжений (отбор средств и материалов для самостоятельной деятельности), реализация действий, анализ деятельности (получилось – не получилось), формулирование вывода.

Для эффективного развития и закрепления приобретённых данных навыков экспериментальная деятельность у детей старшего дошкольного возраста должна быть систематичной и последовательной, для этого работа педагога должна быть скоординирована и организованна.

Этапы обучения экспериментальной деятельности детей:

I этап (мотивация деятельности)

Введение проблемной ситуации (педагог сообщает детям цель или задачу таким образом, чтобы они сами определили, что им нужно сделать).

Навыки исследовательской деятельности: Развитие устойчивого интереса.

Приемы: Обсуждение и обследование объекта эксперимента с детьми, формирование гипотез, подбор материалов и средств для эксперимента. Если дети затрудняются с ответом, педагог использует вспомогательные наводящие вопросы.

II этап - Решение проблемы (проведение эксперимента).

Навыки исследовательской деятельности: Выполнение действий эксперимента самостоятельно или под руководством педагога, проверка гипотез.

Приемы: приемы межличностного общения и сотрудничества, предоставление частичной свободы выбора действий и перемещения в пространстве, контроль над экспериментом.

III этап - Анализ деятельности (получилось-не получилось)

Навыки исследовательской деятельности: формулирование вывода и рефлексия.

Приемы: Словесная; графическое фиксирование результатов (рисунок, схема) /

Любая детская деятельность должна проводится под руководством взрослого, т.е. экспериментальная деятельность старших дошкольников имеет свои особенности руководства со стороны педагога.

К таким особенностям руководства относятся:

ü Роль педагога является ведущей, но в старшем дошкольном возрасте педагог так должен организовать деятельность, чтобы дети ощущали себя полноправным партнёром процесса и сохранялось чувство самостоятельности;

ü Продолжительность процесса экспериментирования зависит от: особенностей изучаемого объекта; существования свободного времени; настроя детей, их отношением к данному виду деятельности. Процесс экспериментирования не регламентируется по времени и может отклонятся от намеченного плана;

ü говорить конечный результат нежелательно, т.к. у дошкольников может пропасть интерес к деятельности;

ü Во время экспериментальной деятельности не следует требовать тишины от детей: они должны быть увлечены процессом и раскрепощены;

ü Стимулируя детскую любознательность, педагог должен уметь задавать наводящие вопросы, но не давать готовый ответ, а также сам должен быть готов к вопросам детей;

ü В процессе деятельности взрослый хвалит детей, которые ищут способы решения задачи, но в это же время педагог уделяет внимание тем детям, которые по какой-то причине работают медленно и теряю основную мысль;

ü При подведении итогов педагог развивает умение у старших дошкольников отвечать на вопросы более развернутым ответом, стимулируя развитие речи;

ü По завершению работы дети способны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

При правильной организации экспериментальной деятельности у детей старших дошкольников развивается умение правильно задавать вопросы и умение самостоятельного поиска ответов. По проведению эксперимента инициатива переходит в руки детей. Воспитанники проявляют интерес к экспериментированию. Педагогу выделяется роль в экспериментальной деятельности как товарища и партнера. Педагог постарается в процессе эксперимента активизировать самостоятельную мысль детей и направить рассуждения в нужное направление. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан интерес к экспериментированию и сформирована культура работы.

Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте должна являться нормой жизни. Старшие дошкольники рассматривают экспериментирование не как развлечение, а уже как самоцель и как более эффективный метод познания мира ребенком, а также успешный метод развития мыслительных способностей детей. Опыты дают возможность интегрировать все разновидности детской деятельности.

На основе выше сказанного, можно сделать вывод о том, что экспериментальная деятельность имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является более эффективным средством развития мыслительных способностей дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Библиографический список1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2020. 192 с.

2. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. - 2004. - № 1. 22 – 24 с.

3. Чехонина О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности. / О. Чехонина. // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 6. 13 – 16с.
2023