Сегодня, как никогда, особое внимание уделяется играм наших детей, осознается ответственность общества за социально – коммуникативное развитие подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается разрушение игрового пространства детства. Наши дети перестали играть, а ведь игра была и остаётся ведущей деятельностью дошкольника. Исчезли шумные детские компании, забыты не только народные игры, но и скакалки, мячи, городки. Современные дети не играют в дворовые игры, с таким упоением и задором, как играли раньше мы и наши родители, они предпочитают общения с компьютером, телефоном, смартфоном и различными гаджетами, порой, не выходя во двор. А куда делись дворовые игры, реальные? Двор давал нам свободу импровизации, воображению, территорию для знакомств и воспитания в себе толерантности к окружающим. Взрослые частенькозабывают о том, что нашим детям нужно играть в любом возрасте! А во что же играть детям дошкольного возраста? Несомненно, современные дети любят телефоны, компьютерные игры и разбираются в них ссамого раннего возраста. Дети 21 века, время электроники и робототехники не могут обойтись без компьютерного обучения. Существуют много электронных игр по обучению грамоте, экологии, познавательному развитию, играя в которые, ребёнок познаёт окружающий мир. Но зачастую, родители позволяют играть ребёнку в компьютерные игры, чтобы он не мешал, тем самым, думая, что их ребёнок ещё и получает знания. Безусловно, дети хорошо ориентируются в современной технике, могут управлять ею, чувствуют свою уверенность, познают виртуальный мир. Вопрос о виртуальных и реальных играх не раз обсуждался на Всероссийском форуме «Воспитатели России» «Воспитываем здорового ребёнка. Цифровая эпоха». Виртуальная реальность — это не всегда добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности. Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое - чрезмерный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди выражают эмоции не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми. Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Увлеченный игрой ребенок не может понять, что с человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент. В соответствии с ФГОС педагог детского сада обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. Жизнь в детском саду можно сделать более интересной, а образовательный процесс более эффективным, если формы организации познавательной, социально – коммуникативной, физической деятельности воспитанников приблизить к специфическим детским видам деятельности. Такой формой работы является игра и ее разновидность «дворовые» игры. В «дворовой» игре, реальной игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: уметь договариваться, прыгать-бегать, соревноваться, да и веселиться тоже. При этом проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что «дворовая» игра является ценным средством развития социальной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения.На игровых площадках детских садов можно организовать дворовое разновозрастное игровое сообщество, с привлечением родителей, бабушек и дедушек. Цель такого общения не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение. Дворовые игры - не просто развлечение, это еще и обучение. Это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно там возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые качества.В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности. Педагоги в нашем детском саду решили окунуться в прошлое, и вспомнить игры нашего детства, которые непременно понравятся детям. Дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Мы разучивали с детьми весенние, летние, осенние, зимние дворовые игры.Устраивали фотовыставки, где родители видели счастливые лица всех воспитанников детского сада. Родители вместе с детьми принимали участие в этих играх, ни один раз играли с детьми в футбол,хоккей, «Садовника», «Золотые ворота» и даже прыгали в классики. Дети получали массу удовольствия от сплочения коллектива детей и взрослых. Родители принимали участие в изготовлении нетрадиционного оборудования для подвижных игр. Нам удалось настроить их на дальнейшее сотрудничество.Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, и обязательно восстановится «ниточка», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. Очень хочется вернуть ребятам радость от реальных игр. Сохранить частичку детства наших родителей, соблюдая баланс и нормы пользования средствами современной массовой информации.
Список литературы.
1. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др.- СПб.: СПбГУ, 2003. 2.Букатов, В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В. М.Букатов, А. П.Ершова. - М.: Первое сентября, 2011. 3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009. 4. Голдобина, Е. Г. Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников / Е. Г. Голдобина, И. И. Фролова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 15-17. 5. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком / В. А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. - М.: Просвещение, 2008. 6. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2005.