НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Кузнецова С.Г. Патриотическое воспитание на уроках физики

Библиографическое описание:

Кузнецова С.Г. Патриотическое воспитание на уроках физики // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Патриотическое воспитание – это постоянная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за Родину и свой народ. Уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Содержание учебной дисциплины «Физика» не включает патриотическое воспитание. Но на уроках можно актуализировать информацию при изучении некоторых тем. Учитель дает знание и занимается воспитанием детей: передает свое отношение к предмету, принимает участие при выборе вуза, советует темы для проектов и исследований. Патриотическое воспитание это системная работа и на одном уроке патриота воспитать нельзя. На своих уроках стараюсь внести информацию, которая является продолжением изучаемого материала.

Актуализацию информации по патриотическому воспитанию обучающихся провожу по некоторым разделам: механика, гидростатика, основы термодинамики, электромагнитные волны, атомная энергетика. На уроках физики среднего звена рассматриваем следующие задачи:

1. Ежегодно в июле на горе Аламнер проводятся соревнования по горному бегу. На 8 этапе Гран - При России 2018 году среди девочек 2007 года и младше Валентина дистанцию 1870 м пробежала за 8 мин 55 сек, с какой средней скоростью бежала девочка?

2. Группа туристов вышедших из Емешево до остановки Сумки доехали за 8 минут на школьном автобусе. Автобус двигался со скоростью 60 км/ч. Дальше 3,5 км туристы пошли пешком. И до села Сумки дошли за 40 минут. Вычислите среднюю скорость туристов.

3. Паром из села Сумки переправляется за 30 минут до поселка Юрино со скоростью 10 км/ч. Определите расстояние, пройденное паромом от Сумки до поселка Юрино.

4. Средняя скорость лося 55 км/ч, а скорость олени - маралы, живущих в заповеднике «Большая Кокшага» 17 м/с. На сколько скорость олени больше скорости лося?

5. Актушевский межевой столб построен из 1500 кирпичей, масса одного кирпича 3,5 кг. С какой силой столб давит на землю?

6. Определите вес сурка, живущего в заповеднике «Емешевское», если среднем они достигают до 10 кг.

7. У подножия горы Аламнер барометр показывает 760 мм.рт.ст., а на вершине 753,5 мм.рт.ст. Какова примерно высота горы?

Ребятам самим интересно решать эти задачи. Сами они ходили в походы и видели эти места. С таким интересом считали кирпичи на межевом столбе.

При изучении темы «Плавание судов» привожу в пример Багрова Леонида Васильевича уроженца села Покровское, министра речного флота, который внес большой вклад в речное судоходство, не только в бассейне реки Волга, но по всей России.

Когда проходим тему баллистическое движение, ребятам напоминаю, что во время ВОВ наши женщины труженицы были направлены на сборку танка. И одна из таких тружениц Ефимова Зинаида Ивановна. И ребята иногда сами предлагают еще узнать у родителей о тех труженицах, которые были на сборке танка.

Большой вклад в науку в области электромагнитных волн внесли марийские ученые: профессор Рябова Наталья Владимировна и профессор Иванов Владимир Алексеевич. Наталья Владимировна проводила исследования в области геофизики и распространение радиоволн. А Владимир Алексеевич проводил исследования в области ионосферного распространения широкополостных и сверхширокополостных сигналов и изучал физику ионосферы.

При изучении атомной энергетики подчеркиваем положительные и отрицательные стороны этого производства. К отрицательной стороне относятся аварии на атомных электростанциях. Например, Чернобыльская авария. На ликвидации этой аварии были и с нашего горномарийского района.

Также проводили исследовательские работы, и эти работы слушаем на уроках при изучении соответствующей темы. Провели следующие исследовательские работы: 1. Расстояние и ее измерение

2. Роль рычагов в жизни человека

3. Мой первый шаг в кузнечное ремесло

4. Роль влажности воздуха

Таким образом, при изучении учебной дисциплины «Физика» можно актуализировать информацию по патриотическому воспитанию. Полученные знания учащимися превращаются в личные убеждения только в процессе деятельности ребенка. Именно в практической деятельности ученик проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.

Список литературы:

1. Шалыгин В.В."Ликвидаторы. Книга памяти" – М.2021.-48 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Багров,_Леонид_Васильевич

3. https://famous-scientists.ru/cityscience/12-24
2023