НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гетманова И. Н. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Современное общество, в котором мы живем, очень сильно меняется. Меняется жизненный уклад, технологии, в мире науки и техники регулярно появляются новинки, меняются формы и способы работы. Люди, живущие в таком обществе и желающие стать успешными, тоже должны меняться. Желающим идти в ногу со временем, необходимо перестроиться и овладеть новыми методами работы. Появляется необходимостьнаучиться добывать нужную информацию, уметь оценивать и с ее помощьювыявлять новые проблемы, выдвигать гипотезы, за ограниченное время получать продукт своей деятельности. Возникновение научных и производственных задач привело к распространению проектно- исследовательской деятельности как технологии решения проблем. Конечно, успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи. Исследовательская и проектная деятельность учащихся становится одной из важнейших форм современного образования.
В настоящее время основной целью образования является вовлечение обучающихся в процесс добывания знаний. На уроках физики необходимо учить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого доступные источники информации, ставить цели, выдвигать гипотезы и выбирать необходимые методы и проводить исследования. Обучающимся необходимо осваивать метод проектно- исследовательской деятельности.
Физика- экспериментальная наука. В основе изучения физики лежат наблюдения и опыты. Организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся при изучении физики один из факторов позволяющий повысить интерес к предмету, сделать его увлекательным, занимательным, интересным и полезным с точки зрения практической направленности. На уроках физики проектно- исследовательская деятельность имеет широкое поле применения, начиная уже с 7 класса. Проекты и исследования, проводимые семиклассниками, значительно отличаются от проектов старшеклассников. Постепенное освоение темы исследования требует настойчивости и умения, полезной так как она может стать дорогой к творчеству. Начинать проектно- исследовательскую деятельность на уроках физики необходимо с того, что может заинтересовать учеников. Из своего опыта работы могу сказать, что ученики 7,8 классов с большим интересом объясняют физические явления, встречающиеся в сказках известных им с раннего детства. Большой интерес у обучающихся вызывает поиск пословиц, загадок, народных примет, связанных с физическими явлениями. В качестве домашних заданий ученикам предлагаю написать рассказы и сочинения, а для выполнения этих заданий необходимо работать с литературой расширяя и углубляя знания по предмету. Примеры таких работ по темам: «Для чего изучаем физику?», «Путешествие молекулы», «Жизнь без трения», «Физика на моей кухне», «Физика на поляне и в лесу», «Реактивное движение».
Форма работы, которая очень нравится обучающимся и позволяющая осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка и проведение занимательных опытов, а так же выполнение домашних экспериментальных заданий. После изучения темы «Атмосферное давление», предлагаю семиклассникам создать фонтан из подручных материалов и разработать проект фонтана, который может быть построен на своем участке. Навыки работы по реализации проектов, которые получают обучающиеся в 7,8 классах помогут учащимся в старших классах выполнять более серьезные проектно- исследовательские работы.
При выполнении проектно- исследовательских работ у обучающих старших классов возникает необходимость изучения научных публикаций, поиск новинок и техники, работа с литературой. Обучающиеся учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Ребята учатся классифицировать материал, обрабатывать, анализировать, обобщать и делать выводы. Выполняя эту работу учащиеся излагают свои мысли, отстаивают собственные выводы. Эта работа ведет учащихся к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики. Учащимися созданы презентации-проектов: «Биологическое действие радиации», «Современная атомная энергетика», «Двигатель внутреннего сгорания и защита окружающей среды», «Современные достижения космонавтики», «Влияние Солнечной активности на жизнь людей», «Влияние наушников на слух человека». При выполнении лабораторных и исследовательских работ на уроках физикиобучающиеся приобретают практические, вычислительные умения и навыки, которые могут применить при выполнении экспериментальных работ исследовательского характера. Исследовательская работа повышает уровень знаний самого исследователя.
Как показывает практика, что проектно- исследовательская деятельность способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной работы, владеет способами целенаправленной деятельности. Молодые люди, способные принимать быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.

Библиографический список

1.       Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000.
2.       Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании.- Исследовательская работа школьников, 2004 №1.
3.       Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.- Исследовательская работа школьников, 2003 №4.
4.       Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. «Обучение для будущего» Москва 2005г.
2021