НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Приходько А. В. План работы по самообразованию на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Пояснительная записка

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей дошкольного возраста.
В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).
В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметно- пространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).
Как указывает С. Л. Новоселова, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка .
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно- пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия .
В современном учреждении дошкольного образования предметно- пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
1.   Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно- пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
2.   Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами
обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
3.    Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
4.        Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
5.       Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
6.      Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого- педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога проектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
-           обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
-           побуждать детей к деятельности;
-           способствовать развитию самостоятельности и творчества;
-           обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
•   «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
•     «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
•       «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды, отталкиваются от программы «От рождения до школы» в учреждении дошкольного образования.

Воспитательное событие

Лексическая тема

Оснащение центров

Сентябрь

Красавица осень

Осень

1. Осенние листья, срезанные ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень;
2. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театрна фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «напалочках», «на перчатке», театр Петрушек, театртеней.
3. Ширмы, фланелеграф,

4. Элементы костюмов; полумаски

Неделя безопасности дорожного движения

Огород. Овощи

1. Дидактический материал.
2. Дидактические игры.
3. Дорожные знаки.
4. Макет дороги.

День дошкольного работника

Огород. Овощи

1. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игры «Детский сад»

Октябрь

День пожилого человека

Сад. Фрукты

1. Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).
2. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
3.Иллюстрированные альбомы по теме

День Отца

Сад. Фрукты

1. Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс
2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья»

Международный День Хлеба

Лес. Грибы. Ягоды

1.Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых

2. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

3. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Хлебный магазин».

Международный день анимации

Игрушки

1.Наборы образных игрушек         небольшого размера для        режиссерских игр.

Строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр. (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

2. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем).

3. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки.

Ноябрь

День народного единства

Одежда

1. Художественная литература соответственно возрасту и тематике;
2. Книжки-малышки;
3. Детские журналы;
4. Серии сюжетных картинок;
5. Тематические альбомы

Синичкин день

Обувь

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс.
2.Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи)

Неделя вежливости

Мебель

1. Дидактический материал.
2.Дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ»;
3.Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня),
4.Настольный мелкий деревянный конструктор

День матери

Посуда

1. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
2. Настольно-печатные игры.
3.Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).

Декабрь

Международный день инвалидов

Зима

дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;

День заказов подарков и написание писем Деду Морозу

Зимующие птицы

1. Развивающая игра Никитиных «Сложи узор»;

2. Дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

Красавица Зима

Комнатные растения

1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус.  
2. Календарь природы и погоды.
3. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
4. Альбомы «Времена года».
5. Дидактические игры.
6. Природный и бросовый материал.

Новый год

Новогодний праздник

1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки- самоделки;
2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.

Январь

Зимние забавы и развлечения

Домашние птицы

1.Дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Большой и маленький» и др.;
2.Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
3.Ширмы, фланелеграф.
4.Элементы костюмов, полумаски.

День творчество и вдохновений

Домашние животные

1.Изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.
2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
3. Трафареты, лекало.
4. Альбомы для раскрашивания,
5. Бумага разного качества.

Неделя детской книги

Дикие животные

 Книжный уголок :
- художественная литература соответственно возрасту и тематике;
- книжки-малышки;
- детские журналы;
- серии сюжетных картинок;
- тематические альбомы;
- детские рисунки;

Февраль

Неделя здоровья

Профессии. Продавец

1. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Продавец»

2. Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. Шапочки, медальки для подвижных игр.


День доброты

Профессии. Почтальон

1. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почтальон»

2. Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек


День защитника отечество

Профессии. Транспорт

1. Тематические конструкторы
2.Схемы построек.

3. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Март

Международный женский день 8 марта

Мамин праздник. Профессии наших мам

1. Настольный мелкий деревянный конструктор.

2. Мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек

3. Развивающая игра Никитиных «Сложи узор»

Всемирный день Земли и водных ресурсов

Первые весенние цветы

1.Календарь природы.
2. Тематические конструкторы. Модели готовых построек
3. Дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

Международный день театра

Цветущие комнатные растения

1.Рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток (прорастания луковиц).

Апрель

Весна, красна!

Весна

1.   Изобразительные         материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, пластилин.
2.   Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
3.   Крупные трафареты различных животных и овощей.
4. Цветная бумага, раскраски.
5. Материалы для нетрадиционных техник рисования.

День космонавтики

Дикие животные весной

1.        1. элементарные измерительные приборы: линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; разнообразные волчки, игрушки- забавы.
2. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.

Пасха

Домашние животные весной

1. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.

Май1.

9 мая День Победы

Наш город. Моя улица

1. Альбомы о городе.
4. Иллюстрированные книги о Русских городах, с произведениями народного искусства, русских авторов, русские игрушки.
5. Кукла в русских костюм.
6. Альбомы «Моя Вихоревка».
7. Настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица».
8. Образцы русской посуды, одежды.

Международный день семьи

Насекомые

1.Крупные трафареты различных насекомых.

2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин»


Работа с родителями

- Консультация «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности».
Привлечение родителей к организации предметно - развивающего пространства в групповой комнате.
- Привлечение родителей к изготовлению пособий в центр природы.
- Презентация предметно - развивающей среды в соответствии с ФГОС на сайте ДОУ.
- Рекомендации по созданию предметно - развивающей среды в домашних условиях.
- Стенд «Вот как мы живем».
- Выставка работ «Наши руки не для скуки».

Методическая копилка

- Памятка воспитателям по содержанию детских игровых центров.
- Рекомендации «Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей».
- Консультация «Роль педагога в развивающей предметно-пространственной среде как средство развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».
- Консультация «Экологическая развивающая среда - залог формирования активной самостоятельной деятельности.
- Отчет на педсовете.

Библиографический список

 1. Новоселова С.Л. Развивающая предметно - игровая среда \\ Дошкольное воспитание – 1998.- №4 с.11-15
2. Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство - Пресс»,  -128с.
3. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды \Дошкольное воспитание  — 2012. -№6 с.28-3
4. Глушкова Г. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей среднего дошкольного возраста. \\Дошкольное воспитание — 2008 -№2с.109-112.


2022