Мельникова Е.С. Практико-ориентированное родительское собрание в формате «Родительский университет»
Библиографическое описание:
Мельникова Е.С. Практико-ориентированное родительское собрание в формате «Родительский университет» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Проблема работы с родителями детей с ОВЗ по-прежнему является актуальной, несмотря большое количество материала, размещенного в СМИ, на сайтах ДОО, в интернет пространстве и т.д. Есть еще множество родительских вопросов, не нашедших ответов у педагогов, есть еще не мало проблем и у самих педагогов в работе с родителями. В данном материале приводится апробированное на практике и проверенное временем вводное родительское собрание в начале учебного года в новой сформированной группе для детей с ТНР. Целью этого родительского собрания стало:
- оценить значимость речевого развития дошкольников, как механизма успешности;
- познакомить родителей (законных представителей) с системой, методами и особенностями работы по коррекции речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ;
- вовлечение родителей (законных представителей) в активную образовательно-коррекционную деятельность, как участников образовательных отношений.
Непосредственными участниками собрания являются учитель-логопед, воспитатели, родители (законные представители). Местом для проведениябыло выбрано: групповая комната, кабинет логопеда, спортивный зал.
Ход родительского собрания:
Цитата на экране проектора:
«Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…» (Я. Корчак).
Сценка для родителей, исполняют два воспитателя группы, место проведения – кабинет логопеда
Учитель: Рубашкин, выходи к доске, запишешь предложение.
Ученик Рубашкин выходит к доске, берет маркер и готовиться писать на доске.
Учитель диктует: Ребята ловили бабочек сачками.
УченикРубашкин пишет: Ребята ловили бабочек с очками.
Учитель: Рубашкин, ты почему такой невнимательный?
УченикРубашкин: А что?
Учитель: Где ты видел бабочек в очках?
Логопед: Уважаемые наши родители, вы стали свидетелями небольшого спектакля, который дал нам возможность окунуться в практически безграничные возможности родного нашего русского языка. С ему лишь присущей иронией, многозначительностью и частым подтекстом. Овладение родным языком иногда кажется делом совершенно естественным, бытовым… Но, не все так просто, как может показаться. Чтобы понимать ироничность и подтекст необходимо в совершенстве владеть речью и знаниями языка. И если знаниями русского языка есть возможность овладеть в школе, то речью необходимо овладеть в период дошкольного детства.
Неспроста мы говорим сейчас о школе, наступил сентябрь, школа открыла свои двери ученикам. А вам открыл свои двери детский сад, двери новой светлой группы, которую приготовили для ваших детей. (Логопед и воспитатели приглашают родителей в групповую комнату)
Воспитатель: Детский сад – место для игр, и это не пустой стереотип. Вот вам и первая игра: сейчас я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления, которые можно встретить в детском саду:
Учитель -……… (воспитатель)
Директор -……. (заведующая)
Класс -……………. (группа)
Парты -…………… (столы)
Урок -……………… (занятие)
Молодцы, все хорошо учились в школе, чего и нашим детям желаю! Ну а пока у нас с вами целых два года в детском саду для игр и непосредственного обучения. В ходе всего этого наши дети смогут овладеть родной речью, звукопроизношением, лексикой и грамматикой. Чтобы эти слова не казались вам излишне научными и непонятными, предлагаю нам с вами пройти экстерн обучение в «Родительском университете».
Родители: Мы – «За»!
Логопед: Правильная речь - основа успешной коммуникации, социализации и в целом успешного развития личности. Сегодня все присутствующие здесь, автоматически полным списком зачисляются на факультет «С Днем рождения, слово!» Позвольте начать первую лекцию.
Как рождается слово, как единица человеческой речи? Речь – это самое главное богатство, которое в корне отделяет нас от всех остальных земных существ. Владение речью для человека несомненное эволюционное и социальное преимущество, его путь к успеху в целом и в частности. Речевыми механизмами человека являются органы слуха и артикуляции, центры головного мозга. Начало речи располагается далеко от речевого аппарата. Первичным является слух. Слух делится на физический (неречевой слух) и фонематический (речевой слух). Каждый из них является необходимым, но если физический слух явление врожденное, и развивается в процессе жизнедеятельности, то фонематический слух нуждается в тренировке и формировании. Его задача улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков – слов, фраз, текстов. Без умения сосредоточиться на звуках речи невозможно научиться понимать речь, невозможно общение. Поэтому наше слово начинает зарождаться на этом этапе. Как развивать фонематический слух у ребенка? Узнаем это на примере из мастер-класса. Начинаем!
Мастер – класс по играм на развитие
фонематического слуха у детей 5 лет.
Приглашаю к столу одного родителя, предлагаю сесть поудобнее, откинуться на спинку стула. Я буду читать небольшие фрагменты стихов и сказок, а Вы внимательно слушаете, и стараетесь услышать ошибку. Если вы найдете все ошибки, получаете приз – буклет с комплексом игр на развитие речевого слуха у ребенка. Готовы? Начали:
3. Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска! (киска)
4. Где обедал воробей? В зоопарке у дверей! (зверей)
5. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мед! (лед)
Из пяти заданий – пять попаданий! Отличный результат, и оценка за экзамен - пять. Буклет для Вас в помощь! Уважаемые родители такого рода задания – отличное времяпровождение, общение и развитие для вашего ребенка. На занятиях в детском саду мы применяем такие игры ежедневно.
Логопед: Переходим к следующему этапу зарождения слова.
Следующая лекция «Речевое дыхание», мы сразу определяем разницу между физиологическим дыханием и речевым. Здесь действует тот же принцип, что и при слухе. Физиологическое дыхание возникает у человека при появлении на свет, при первом же вдохе. Оно служит для обеспечения жизнедеятельности. А вот, что означает речевое дыхание: источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи. Четкого соблюдения пауз. Сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Причинами нарушения речевого дыхания могут быть общая ослабленность организма, аденоидные разращения, различные сердечно-сосудистые заболевания, а также неправильное воспитание и недостаточное внимание взрослых к речи малыша. Помочь исправить такую ситуацию, призваны упражнения на развитие речевого дыхания. Сейчас мы с вами выполним правила плавного ротового выдоха. И вы на практике почувствуете, что это значит. У вас на столе памятки с «Правилами речевого дыхания», следуя им, мы с вами изучим алгоритм формирования и контроля речевого дыхания у наших детей. И так начинаем:
1. Проверить правильность речевого дыхания можно с помощью пения. Длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Например: в два года малыш может тянуть один звук 2 секунды или пропеть подряд два разных гласных звука. В четыре года тянет звук в течении 4 секунд. Соответственно, в пять лет может подряд пропеть 5 гласных звуков – 5 секунд.
2. Выполняем:
- стоять прямо;
- не поднимать плечи при выдохе;
- не надувать щеки;
- слегка выдвигать губы вперед;
- дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
3. Упражнение: «Осенний букет» - давайте вспомним, как мы на прогулке собирали желтые осенние листочки, как они шуршали, давайте подуем на листочки, чтобы они зашуршали. Соблюдаем правила, щеки не надуваем!
4. Еще упражнения, которые вы можете выполнять дома с ребенком: «Воздушный шарик» - надувать его, дуть на надутый и привязанный ниткой, дуть на него, чтобы он катался по комнате. «Пузыри в стакане», «Буря в стакане», «Перышко», «Мяч в ворота», «Длинная фраза: Бабушка. Бабушка читает. Бабушка читает внуку сказку. Бабушка читает внуку интересную сказку» - необходимо научиться произносить на одном выдохе увеличивающуюся по количеству слов фразу по зрительной опоре. Попросите ребенка повторять вслед за вами все слова и фразы.
Логопед: Рождение слова невозможно без «Артикуляционной моторики». Переходя к следующей лекции, мы понимаем, что фонематический слух и речевое дыхание являются предпосылками речевого развития, но не единственными условиями. Артикуляционная моторика напрямую влияет на качественное образование звуков. Окончательно артикуляционная база ребенка складывается ближе к четырем годам. Вот почему группы для детей с ОНР традиционно формируют с пятилетнего возраста. Правильное звукопроизношение возможно лишь в том случае, если артикуляционный аппарат ребенка готов принять соответствующие положение, а мышцы, принимающие участие в образовании звука, имеют достаточную подвижность. Как развить артикуляционные органы ребенка? В этом нам помогут «Советы опытных родителей». Они у вас на столах, можно ознакомиться бегло, и забрать с собой, а пользоваться - ежедневно.
Основой развития артикуляционного аппарата является артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. У пятилетнего ребенка с их помощью удастся устранить сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Знакомство с органами артикуляции и гимнастикой для них, лучше начать со сказки. Таких сказок шесть, автором является Мария Федоровна Фомичева. Не пытайтесь рассказать все сказки за один день. Разумнее будет одну и ту же сказку повторить несколько раз, выполняя артикуляционные действия. Сегодня «Сказку о веселом язычке» можно найти на просторах интернета от разных авторов, картинки-иллюстрации к ней, видеоролики и т.д. я отправлю активную ссылку всем вам в телеграмканале.
Какие именно упражнения вам стоит выполнять со своим ребенком, после проведения диагностики вам точно скажет ваш учитель-логопед.
Все упражнения для развития артикуляционной базы ребенка давно придуманы выдающимися логопедами, но каждый последующий практик подходил к ним творчески: давал свое название, свои атрибуты. Поэтому, уважаемые родители, возле некоторых артикуляционных упражнений вы можете увидеть несколько названий, например: «Поцелуйчик», «Хоботок», «Трубочка». Надеемся, что для своего ребенка вы выберете самое близкое вам или придумаете свое!
Сейчас «Минутка-практикум» по выполнению артикуляционной гимнастики.
(Двое родителей берут зеркала в руки, и выполняют задания логопеда)
Логопед: Сядьте на стул, расправив плечи. Зеркало держите перед собой. Так, чтобы хорошо видеть свой рот. Вытяните вперед сомкнутые губы дудочкой, зубы сомкнуты, это упражнение «Поцелуй», я читаю слова, а вы держите упражнение: «Губки дудочкой сложу я, маму нежно поцелую!» Теперь растянуть губы в улыбке, зубы не показываем. Держим, пока я читаю слова: «Мама рада поцелую, ей улыбку подарю я!»
Молодцы, вы заслужили еще одну сказку, под названием «Невыдуманная история о том, что произошло однажды с друзьями Губками-малютками, Зубками-кусютками и Язычком-озорничком».
Сказка: Однажды Губки-малютки, Зубки-кусютки и Язычок-озорничок проснулись очень поздно. Поцеловали маму и папу. (Упражнение «Поцелуйчик»), выглянули в окошко (Упражнение «Окошко» открыть рот, как можно шире и держать язык неподвижным) и удивились (Упражнение «Удивление» открыть рот, округлить губы, немного вытянуть их вперед, как бы произнося звук «О»). Потому, что вокруг дома появился огромный забор (Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показав сомкнутые зубы). Это был фрагмент сказки.
Логопед: Уважаемые родители, поднимите руку те, кто знает, что означает фраза «Ум на кончиках пальцев». Отлично, среди нас есть родители, которые вполне могут выступать сегодня в роли лектора нашего университета. Прошу Вас просто и доступно объяснить присутствующим, что означает эта фраза.
(Ответ-разъяснение от родителей или Советы опытных родителей).
Логопед: Замечательно, мне остается лишь подытожить и предложить вашему вниманию несколько пальчиковых игр для дома, не требующих особого оборудования, это «Лепка», «Шнуровка», «Пуговицы», «Прищепки», «Крупа», «Аппликация», «Вырезание» и т.д.
Логопед: На сегодня наши лекции подходят к концу, мы узнали очень многое, остается самая объемная лекция «Автоматизация поставленных звуков». Этот этап рождения слова, не возможен без участия вас, уважаемые родители. В него включается ежеминутный контроль речи ребенка, специальные задания и помощь ребенку. Суть этой работы заключается в том, чтобы закрепить и автоматизировать в активной речи ребенка звуки, которые требовали коррекции. От родителя на этом этапе требуется внимание и терпение, время и особенная забота к ребенку. Помогает нам в этой деятельности книжный, игровой и дидактический материал. А чтобы он был легкодоступным, ярким и интересным ребенку, современным и мобильным, его заключили во множество компьютерных игр. Но будьте осторожны, это не те игры, в которые безотрывно играют дети и взрослые. Это игры, разработанные учеными и педагогами, специалистами-коррекционщиками и дефектологами.
Наиболее ярко, доступно и педагогично, такие игры представлены на сайте «Мерсибо», они доступны в онлайн формате, здесь очень удобная навигация, прост поиск конкретных дидактических упражнений
Также такие игры и упражнения можно закачать ребенку в планшет или телефон, использовать на компьютере или ноутбуке.
Пройдя обучение в нашем «Родительском университете», мы можем с уверенностью сказать: «С Днем рождения, слово!» Мы теперь, четко понимаем, что необходимо ребенку группы компенсирующей направленности, чтобы мы педагоги и вы родители, могли с легкостью отметить: «Слово родилось!» (Логопед предлагает родителям пройти в спортивный зал)
Логопед: Но, как и ребенку, после рождения, слову нужно развиваться даже после его появления. Автоматизация и закрепление очень удачно реализуется в процессе игры. И для ребенка, и для родителей просто необходимо играть вместе. Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести, только играя с ним.
А для ребенка игра самый естественный способ познания мира, если ребенок научился играть, его вдохновляет победа над трудностями, он научился внимательно смотреть и слушать, ему никогда не будет скучно! Педагоги давно используют потенциал игры для непосредственного развития детей, например, мы логопеды кроме дидактических игр, успешно используем прием «Речь в движении». Такие игры прекрасно служат для автоматизации звукопроизношения.
Для примера, предлагаю нам всем сейчас поиграть в одну из таких игр. Она построена на подвижной игре «Дровосеки», или «Рыбаки», «Садовники» и др. Напоминаю принцип игры: взрослый объявляет: «Мы сегодня дровосеки», и показывает и называет движения: «Мы несем топор, рубим дерево, отрубаем сучки, катим бревно». Задача детей точно повторять движения. Когда дети запомнят движения, взрослый намеренно запутывает детей, говорит одно, а показывает совсем другое. Задача ребенка не сбиться, а показать названное, а не показанное движение.
Цель этой игры - это развитие слуха и внимания, так как у детей с ОНР преобладает зрительный образец, а также развитие правильного звукопроизношения, так как речь должна быть понятна каждому игроку.
Фото 10,11. Игровой практикум «Речь в движении» с родителями.
Логопед: Дорогие наши родители, обучение в «Родительском университете» практически имеет постоянный характер, но занятия на сегодня закончились, вы можете взять с собой все конспекты и практический материал, а следующий цикл наших «лекций» состоится в ноябре.
О чем он будет – зависит от вас, можете уже формулировать свои вопросы, а мы будем готовить на них ответы. Вот на столе блок для записей. Можете оставить свой вопрос или пожелание, или записать свое впечатление от сегодняшнего мероприятия и оставить его в коробочке.