Исследовательская и проектная деятельность

Быковская Е. А. Исследовательский проект «Удивительная соль»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Тема: «Удивительная соль»
Цель: Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
Задачи:
Обучающие:
·           способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
·           научить использовать соль, как средство для творчества.
·           уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
Развивающие:
·           развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
·           развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
·           развивать навыки связной речи.
Воспитывающие:
·           воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;
·           воспитать усидчивость и способность работать в группах.
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Словарная работа: Соленый, соляной, солеварни, вещество, растворить, минерал, приправа, кристалл, кристаллизовать, сыпучая.
Предварительная работа.
·           Заучивание пословиц, поговорок
·           Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
·           Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
·           Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
·           Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
·           Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,( рисование по нетрадиционной технике)
·           Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход проекта

Воспитатель1:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель1: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное - что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?
Воспитатель1 загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, наверно, догадались. Ну, конечно, это (соль) (Слайд1)
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась как золото.
( Слайд 2)(Рассказ родителя)
Соль подавали на стол, как признак богатства и солонку ставили возле самого почетного гостя.
Иногда солонки были крохотными, вмещали всего несколько щепоток соли, иногда – несколько килограммов. Одни были скромны, другие - радовали глаз тонкой резьбой, красочным рисунком.
Со временем появились солонки из серебра и золота, усыпанные драгоценными камнями. Они переходили по наследству.
На пирах у киевского князя сверкающая золотом солонка ставилась лишь на стол, где сидел он сам и его приближённые.
В прошлом во многих странах соль была важным предметом торговли. А в некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
( Слайд 2)(Рассказ родителя)
У многих народов существовал обычай «Солить» новорожденных. Ребенка натирали мелкотолченой солью, затем пеленали, держали в соли несколько часов. Обычно на такое «лечение» расходовали всего несколько щепоток соли.
Казалось, не было болезни, от которой она не могла бы спасти. Человека укусила змея - надо посыпать место укуса солью или привязать к ранке кусочек соли. И все обойдется.
Нарывает палец - соль лучшее средство погасить воспаление.
Гноятся глаза - их следует промыть соленой водой.
Болит желудок - нужно пить соленую воду.
Соль не только лечила….
По данным поверьям, она обладала способностью помогать человеку во всех его начинаниях, спасать от всевозможных бед и напастей.
Вот такие поверья существовали в далекие времена.
Воспитатель2: Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, поваренная, морская. Месторождение каменной соли находится высоко в горах. Очень давно на месте был океан. Со временем в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Вся соль на нашей Планете тем или иным образом происходит из мирового океана: пересохшие моря, соленые озера и пр.
Соляные пласты могут располагаться и под землей (глубина их залегания может достигать) более 1 км, и на поверхности — в этом случае они часто образуют соляные озера.
Соль находится, в природе уже в готовом виде. Там, где озера высохли, а море отступило, соль засыпало песком и землей. Образовалась суша. Понадобились на это века. Теперь, чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты-копи, соединяют их подземными коридорами. Высота пласта соли под землей достигает иногда 1-1,5 км. ( Слайд 3)
Воспитатель 1: Есть знаменитое месторождение каменной соли в Польше. Недалеко от Кракова расположен город Величка. Там соляные шахты-копи существую около 1000 лет. Глубоко под землей люди создали целый сказочный мир: стокилометровые подземные коридоры, залы с колоннами, статуи из соли. В эти чудесные дворцы проведено электричество. Всё сверкает, переливается, блестит: ведь там и пол, и потолок, и стены - всё из соли. Подсчитано, что в морской воде всех морей и океанов содержится столько соли, что она могла бы покрыть весь земной шар толщиной в 45м.
Соляные копи есть в Донбассе, Казахстане, на Урале. ( Слайд 4)
На долю поваренной соли приходится большая часть.
( Слайд 5)(Рассказ родителя и ребенка)
Одной из самых величественных природных «лабораторий» является залив Каспийского моря — Кара-Богаз-Гол (Туркмения). Этот залив отделен от моря длинной косой, и только, узенький пролив еще соединяет его с морем. Ни одна река не впадает в Кара-Богаз. Кругом лежит безводная степь. Сухой степной ветер и палящее солнце быстро испаряют воды, и если бы в залив не притекала вода из моря, то Кара-Богаз давно бы высох. Вода его не похожа на обычную морскую воду - это густой соляной раствор.
Самое большое озеро, из которого добывается соль, в России - это Баскунчак. Впрочем, оно не всегда похоже на озеро. Его глубина не превышает полуметра. Да и то лишь зимой и ранней весной. А летом вода испаряется, озеро мелеет и наконец, совсем высыхает, покрываясь белым пластом соли. Несколько миллионов тонн соли добывается здесь ежегодно.
Машины отсасывают из озер воду, потом её выпаривают, и остается белый порошок, который мы каждый день видим в солонке.
Воспитатель 2:Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века – это делалось вручную. ( Слайд 6)
Со временем на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.( Слайд 7)
Воспитатель 1: На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: шахтным методом, вакуумный, озерный, путем вымораживания, карьерный. ( Слайд 7)
Воспитатель 2: Ребята, как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения. Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. ( Слайд8)
Воспитатель: также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
( Слайд9)
А еще соль полезна и животным. ( Слайд 10)
Воспитатель 1: Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Консервировании овощей. ( Слайд 11)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.( Слайд 12)
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в нем соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
(Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью: (карточки)
Дети:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
. И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: Соль похожа на порошок
Воспитатель: - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите?
Дети: Соль состоит из белых кристаллов
«Соль сыпучая, без запаха»
Воспитатель: Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Ваш вывод.
Дети Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Дети – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Воспитатель: Сделайте вывод
Дети: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.?
Дети: Соль растворилась в воде
Опыт №4 «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Воспитатель: - Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?
Дети: В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая
Воспитатель: - Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
Дети: В тёплой воде соль растворилась быстрее.
Воспитатель: А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
Дети: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая
Воспитатель: А Соль исчезла?
Дети: Нет, соль растворилась.
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети: – Нужно попробовать на вкус
Воспитатель: - Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Наш вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо»
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
Дети: Нет, в речке вода пресная
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?
Дети: Да.
Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
Дети: Яйцо не тонет.
Воспитатель: А теперь возьмем другое яйцо, и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство»
Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Физкультминутка:
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков.
Творческая работа
Воспитатель: Насыпьте в тарелочку соли и возьмите цветной мелок. Аккуратно разотрите мел по соли, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами будем заполнять цветной солью сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Молодцы ребята, у вас очень красиво получилось заполнить сосуд, мы поставим его на полочку и будем вспоминать удивительную соль.
Список литературы:
1.        Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
2.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
3.        Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4.        Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
5.        Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
6.        www. oproduktah.com
2021