Актуальные вопросы начального общего образования

Кинякина О. Н. Изучение имени прилагательного в свете формирования у обучающихся универсальных учебных действий

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» [1: 12]. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически –знаниевского подхода к системно –деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания –догмы» к «знанию – мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире [1: 67].
В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен непосредственно школам.
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
В состав прилагательного как части речи, кроме собственно прилагательных, т.е. немотивированных или мотивированных слов, для которых название качества или свойства является их лексическим значением, входят группы слов, лексическое значение которых не выражает качества или свойства предмета. Это – порядковые прилагательные (так называемые порядковые числительные), называющие отношение к числу и определяющие положение предмета в порядке счета (первый, второй, третий, сотый), и местоименные прилагательные, не называющие качества или свойства, а только указывающие на него (мой, тот, свой, каждый). К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш, юбка плиссе, костюм хаки.
Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т.е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.
Классификация по первому признаку разделяет прилагательные на два лексико-грамматических разряда – на прилагательные качественные и относительные. В состав относительных прилагательных входят собственно относительные (притяжательные и непритяжательные), порядковые и местоименные прилагательные. Классификация по второму признаку разделяет прилагательные на знаменательные и местоименные. К знаменательным прилагательным относятся все качественные прилагательные и все относительные, кроме местоименных.
Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: белый – белее, красивый – красивее, прочный – прочнее, упрямый – упрямее, хороший – лучше. Ядро этого разряда составляют прилагательные, основа которых обозначает признак не через отношение к предмету. Сюда принадлежат слова, называющие такие свойства и качества, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: цветовые, пространственные, временные, физические и другие квалифицирующие признаки, качества характера и умственного склада: красный, синий, светлый, яркий; горячий, громкий, густой, душистый, звонкий, круглый, мягкий, резкий, сладкий, теплый, тихий, тяжелый; далекий, длинный, долгий, короткий, малый, тесный, узкий; босой, глухой, здоровый, молодой, слепой, старый, толстый, тощий, хилый; гордый, добрый, жадный, злой, мудрый, плохой, скупой, умный, хитрый, хороший, храбрый, щедрый; важный, вредный, годный, нужный, полезный, правильный.
Качественные прилагательные имеют два ряда форм – полные (атрибутивные) и краткие (предикативные): белый, белая, белое, белые и бел, бела, бело, белы; темный, темная, темное, темные и темен, темна, темно, темны; горький, горькая, горькое, горькие и горек, горька, горько, горьки; они образуют формы сравнительной степени (компаратива): важный – важнее, добрый – добрее, сладкий – слаще, гладкий – глаже, густой – гуще.
От качественных прилагательных возможно образование наречий на -о, -е: горячий – горячо, далекий – далеко, долгий – долго, излишний – излишне, мудрый – мудро, певучий – певуче, храбрый – храбро. Большая часть качественных прилагательных характеризуется также рядом словообразовательных особенностей: способностью образовать другие качественные прилагательные, называющие оттенки и степени качества (беловатый, большущий, здоровенный), и существительные, называющие отвлеченные понятия (глубина, смелость, пустота). Качественные прилагательные пополняются за счет причастий в адъективном значении и за счет относительных прилагательных – при условии приобретения последними качественного значения.
Относительные прилагательные называют признак через отношение к предмету или к другому признаку: мотивирующей основой обозначается тот предмет или признак, через отношение к которому представлено данное свойство: деревянный, стальной, летний, купальный, вчерашний. Характер выражаемых отношений очень разнообразен: это может быть обозначение признака по материалу (деревянный, металлический), по принадлежности (притяжательные прилагательные: отцов, рыбий, сестрин, мужнин, мой), по назначению (детская книга, школьные пособия), по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада). Относительные прилагательные называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности.
Относительные прилагательные составляют основную и непрерывно пополняемую массу русских прилагательных (непополняемы лишь группы прилагательных порядковых и местоименных). В отличие от качественных прилагательных, представленных как немотивированными, так и мотивированными словами, относительные прилагательные мотивируются словами других частей речи: существительными (железный, дверной, отцов, сестрин, ламповый, комсомольский, весенний, верхний); глаголами (дубильный, плавательный, танцевальный, лечебный), числительными (четвертый, десятый, сороковой, двухсотый) и наречиями (ближний, прежний, тогдашний, вчерашний, теперешний). Исключение составляют порядковые прилагательные первый, второй и многие местоименные прилагательные, являющиеся немотивированными словами.
Порядковые относительные прилагательные, называющие признак через отношение к числу (количеству, месту в ряду), по своему значению подобны другим относительным прилагательным: они обозначают отношение. Местоименные прилагательные своеобразны по своему значению: это указательные слова. Местоименные и порядковые прилагательные обладают известным сходством: порядковые прилагательные могут указывать на место в ряду; тем самым они ведут себя как указательные слова. Последнее, прежде всего, относится к прилагательным первый, второй, третий. С другой стороны, местоименные прилагательные тот, этот, другой, иной могут выступать в функции порядковых прилагательных.
Подобная взаимозаменимость некоторых порядковых и местоименных прилагательных наблюдается при перечислении: и то, и другое, и третье; и те, и другие, и третьи.
Указательные функции свойственны также счетно-местоименному прилагательному один – одни; сравним: одни остались, а другие пошли в кино; Весенним заморозком чутким Подсушен и взбодрен лесок. Еще одни, другие сутки, И под корой проснется сок (Твардовский). Слово один может употребляться также в значении неопределенного местоимения некий: Какое произвело следствие это прибытие, читатель может узнать из одного разговора, который произошел между одними двумя дамами (Гоголь); Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь (Горький).
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.
Категория рода прилагательного – это словоизменительная категория, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение прилагательного к существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания.
Категория рода представлена тремя рядами форм: мужского, женского и среднего рода. Формы мужского рода указывают, что названный прилагательным признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным мужского рода; формы женского рода указывают, что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным женского рода; формы среднего рода указывают на принадлежность признака предмету, названному существительным среднего рода. Таким образом, морфологические значения рода у прилагательных выявляются только в сочетании с определяемыми существительными и служат синтаксическим выявлением значения рода определяемого существительного.
Категория числа прилагательных – это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными формами ед.ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн.ч. Категориальные морфологические значения единственного и множественного числа прилагательных повторяют одноименные морфологические значения определяемого существительного и выражаются системами падежных флексий: большой стол – большие столы; интересная книга – интересные книги; зеленое поле – зеленые поля; красное знамя – красные знамена. В том случае, если признак принадлежит предмету или лицу, названному несклоняемым существительным, формы ед.ч. и мн.ч. прилагательного указывают на морфологическое значение числа этих существительных: розовый фламинго – розовые фламинго; трудное па – трудные па; компетентное жюри – компетентные жюри.
Категория падежа – это словоизменительная категория прилагательного, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов падежных форм в составе словосочетания и обозначающая согласование данного прилагательного с определяемым им существительным. Категория падежа прилагательного организуется шестью рядами падежных форм, каждый из которых обозначает, что данная форма прилагательного определяет собою существительное в соответствующем падеже: форма красивому обозначает, что прилагательное красивый определяет собою существительное муж. или сред. р. ед. ч. в форме дат. п. (красивому дому или красивому месту); форма красивую обозначает, что прилагательное красивый определяет собою существительное жен. р. ед. ч. в форме вин. п. (красивую девушку); форма красивыми обозначает, что прилагательное красивый определяет собою существительное в тв. п. мн. ч. (красивыми домами, красивыми местами, красивыми девушками).
Категория степени сравнения у прилагательных – это словоизменительная морфологическая категория, образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной степени. В формах положительной степени заключено морфологическое значение, представляющее названный прилагательным признак вне сравнения по степени его проявления. Форма положительной степени характеризует признак предмета непосредственно и безотносительно к его проявлению в других предметах: веселый, сильный, сладкий, твердый. В формах сравнительной степени (компаратива) заключено морфологическое значение, указывающее на большую – по сравнению с чем-либо – степень признака: веселее, сильнее, слаще, тверже; Погода была прекрасная, еще прекраснее, чем прежде (Тургенев).
Средствами выражения морфологических значений степеней сравнения служат для положительной степени вся совокупность форм прилагательных, в которых выявляются значения рода, числа и падежа, а для сравнительной степени – особая неизменяемая форма компаратива: добрее, красивее, прилежнее, прохладнее, тише, хуже.
1.2 Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [7:28].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над предметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально –предметного содержания.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор [2:95].
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий [2:97].
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [2:83].
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Основными УУД, формируемыми на уроках русского языка являются:
ü умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
ü умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
ü умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
ü стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы [3:17].
Рассмотрим, как происходит формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка на отдельных этапах обучения.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
-           осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-           эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-           понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-           высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов являются тексты литературных произведений из учебника «Русский язык» [4: 21].
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-           определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-           проговаривать последовательность действий на уроке;
-           учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-           учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
-           ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-           находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-           делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-           преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-           оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-           слушать и понимать речь других;
-           выразительно читать и пересказывать текст;
-           договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-           учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) [4: 24].
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» во втором классе являются следующие умения:
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Во втором классе формируются следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
o   определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
o   проговаривать последовательность действий на уроке;
o   учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
o   учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
o   ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
o   находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
o   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
o   преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
o   оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
o   слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
o   выразительно читать и пересказывать текст;
o   договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
o   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) [4: 27].
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно –диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 5 классе является формирование следующих универсальных учебных действий. русский прилагательный занков начальный
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
· извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно –следственные связи;
· строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы [5: 61].
Изучение имени прилагательного в младших классах позволяет формировать и совершенствовать ряд универсальных учебных действий. Основным из них является личностное УУД – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Изучение прилагательных является благодатным материалом для развития речи учащихся. Школьники на этих уроках учатся использовать связный текст, насыщенный прилагательными, а имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи.
Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках, посвященных имени прилагательному, а также разных форм контроля и самоконтроля, позволяет формировать практически все УУД, перечисленные выше, в зависимости от целей, которые ставит учитель, и профессионального мастерства педагога.
Модернизация российского образования ставит перед учителем
задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что личностные действия делают учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Можно сказать, что посредством учебника «Русский язык» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка.Работа над проектами, сочинениями, изложениями, использование современных технологий позволяют формированию личностных УУД.
Конечно, при работе над формированием личностных действий нужно применять разные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями, такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет вестись на всем протяжении учебного процесса.

Библиографический список

1.       Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
2.       .Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
4.       Бардина Т.Н. Проблема лексико-грамматической переходности частей речи в современном русском языке. Диссерт. на соискан… – Волгоград, 2001. – 196 с.
5.       Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по русскому языку. – М., 2010.
6.       .Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
7.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
8.       Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М., 2008.
9.       Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения. – М., 2011.
10.   Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М.: Издательство МГУ, 2016. – 240 с.
2021