НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Е. А. Вагайцева Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


«Под лежачий камень и вода не течёт», гласит древняя пословица. Рассуждая о системе СПО, мы понимаем: студентов можно усадить за парты и можно заставить работать, но, если у учащегося нет желания и внутренней мотивации к учению, будет создаваться лишь видимость работы, без какого-либо реального результата. Мы не научим студента усваивать знания, не научим действовать и решать сложные жизненный задачи. Поэтому вопросы: как пробудить студента к действию, как повысить мотивацию и интерес к предмету, как сделать каждый урок особенным, волнуют многих учителей. Заинтересовать современного студента сложно и невозможно сделать это за пару занятий, это систематическая постоянная работа педагога с образовательными ресурсами и с самими учащимися.
Используя разнообразные ресурсы и приемы, одним из приоритетных способов повышения мотивации считаю использование ИКТ. На занятиях должно быть не скучно и учащимся, и преподавателю, тогда деятельность будет приобретать смысл и будут формироваться ее положительные мотивы. А «деятельности без мотива не бывает», как подчеркивал А. Н. Леонтьев.
Поэтому популярное определение мотивации сводится согласно педагогическому словарю к процессам, методам, средствам, побуждающим учащихся к продуктивной познавательной деятельности и активному освоению содержания образования [3]. От латинского moveo — двигаю, а это значит, что процесс обучения должен развивать у учащихся познавательные мотивы и содействовать активному движению вперед.
Познавательные мотивы находят свое выражение в: ориентации учащихся на овладение новыми знаниями, что проявляется в выраженном интересе к занимательным фактам, теоретическим принципам, ключевым новым явлениям; ориентации на усвоение способов добывания знаний, а именно самостоятельном их приобретении; в умении рационально организовывать свой учебный труд [4]. Они развивают желание студента соответствовать современной действительности, быть инициативным, быстро реагировать в новой ситуации, активно с интересом работать на занятиях.
Среди основных факторов, влияющих на формирование познавательной мотивации к учебной деятельности, можно выделить следующие: содержание учебного материала, особенности взаимодействия преподавателя и студента на занятии, характер учебно-познавательной деятельности. В условиях недостаточного ресурса времени у педагогов, определяю главным качественную и быструю подготовку к занятиям используя информационно-коммуникационные технологии.
Возможности компьютера сегодня практически безграничны и хотелось бы выделить те применяемые приемы и образовательные ресурсы, которые позволяют повышать интерес учащихся к занятиям и показывают свою результативность. Практикую презентации Power Point, иллюстрации, карты, электронные учебники, видеофрагменты, аудиофрагменты, ментальные карты.
Особое внимание уделяю подготовке презентаций. Для того, чтобы презентация правильно сыграла свою главную роль, донесла главную мысль учащимся, соблюдаю ряд правил.
1) Структурность презентации: вступление, основная часть, кульминация и завершение. Задача вступления, вызвать и закрепить интерес студента, первый слайд, должен побуждать посмотреть второй, например:
- иллюстрация вместо стандартной темы на первом слайде, позволяющая определить тему занятия, это может быть портрет Д. И. Менделеева, при изучении топливно-энергетического комплекса, а задача вспомнить ученого, и его вклад в географию, роль в развитии нефтяной промышленности;
- вопрос к иллюстрации, выполняющий функцию «Мозгового штурма»: 3000 лет назад, высоко ценилось египетское оружие, носившее название «небесные кинжалы», из какого металла оно изготавливалось и почему носило такое название?
- необходимость определить страну, представленную в образах или зашифрованную в фразе, например, «Японская Канада», какое государство получило такое наименование, по причине отправки половины добываемого сырья и топлива в Японию?
- использование шутки, известного афоризма, пословицы;
- некоторые исторические факты: бросая это полезное ископаемое в костер, Петр I в 1696 г. согласно преданию произнес фразу «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», и при своей жизни положил начало его разведке.
Основная часть – цепочка рассуждений с аргументами, раскрывающая тему; содержит яркие образы и якорные слайды, побуждающие к действию, к практической части объясняемого материала.
Преподношу материал используя разъяснительный, логический, проблемный, критический подходы. Подчеркиваю особые моменты содержания: познавательность, историзм, противоречивые факты, парадоксы; значимость полученных знаний и умений. Предлагаю задания с интересным содержанием и занимательными вопросами.
Возможные приемы работы на уроке: «До - после», «Досчитай до 10», «Придумай ритуал», «Зигзаг», «Мем на тему урока», «Угадай по детской фотографии» и другие, для формирования умений прогнозировать события, выражать свои мысли, делать выводы.
Последний слайд является руководством к действию, чему ты научился и как применишь полученные знания на практике. Итоги подводятся кратко, а не являются повторным обзором представленного материала. Рефлексия также может быть частью презентации: «Что важного берешь себе? Почему?», выбрав иллюстрацию учащийся должен прокомментировать свое решение.
2) Отступление от стандартных правил оформления, когда не используются стандартные шрифты, подчеркивания, тени, отражения, жирный шрифт или курсив, зачеркивание. Слайд не перенасыщен информацией, присутствует единообразие цветов, шрифта, иконок, геометрии.
Сориентироваться помогают следующие интернет сервисы: цветовая гамма - materialpalette.com, colorscheme.ru; шрифты - shriftkrasivo.ru, fonts.google.com, pixelgene.ru; иконки - flaticon.com, iconfinder.com, freepik.com, iconmonstr.com; иллюстрации - pexels.com, stockup.com, designerspics.com, pinterest.ru; мокапы - smartmockups.com, placeit.net.
Презентации не должны содержать стандартного оформления и текста. Ориентиром оформления для меня являются ресурсы с реферансами: bonnieandslide.com, canva.com, pinterest.ru. В canva.com предоставляется возможность создавать не только презентации, но и буклеты, плакаты, школьные дипломы, грамоты, сертификаты используя всевозможные дизайны.
Широкие возможности создания презентаций, плакатов, квестов, игр представляет сервис genial.ly. Новинкой является использование интерактивных плакатов – одно изображение, имеющее ряд ссылок на презентации, интернет-ресурсы, видеофрагменты, опросы. Используя данный плакат удобно делать обобщение по теме или разделу.
В создании ментальных карт использую сайт mindomo.com — это программа, которая сочетает работу в автономном режиме с редактированием и совместной работой в интернете. Программа удобна в использовании, независима от других платформ и предлагает стильное оформление. Использую ментальные карты при изучении тем, где требуется систематизировать большой объем информации.
Storyjumper.com ресурс по созданию интерактивных книг, как альтернатива презентациям, где также могут содержаться иллюстрации, текст, важная информация, правила.
learnis.ru позволяет создавать обучающие видео, квесты. При создании квеста, например, предлагается локация в виде комнаты, где спрятаны задания, квест проходит в режиме онлайн. По цепочке выполняя задания, учащийся получает код и используя его открывает дверь. Комнаты и задания можно использовать разные.
Использование ИКТ на уроках географии способствует: активизации мыслительных способностей студентов; формированию информационной компетентности; привлечению к работе пассивных учащихся; систематизации учебного процесса. Применяя информационные технологии в учебном процессе, наблюдаю следующие проявления формирующихся познавательных мотивов у студентов: умение самостоятельно выполнять учебные задания, выстраивать свой алгоритм работы, анализировать полученные результаты; желание получать новые знания и решать сложные задачи, отвечать на вопросы во время уроков, читать дополнительную литературу.
Результативность прослеживается в ответственной посещаемости занятий, отзывчивости на участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах, высокой абсолютной и качественной успеваемости по предмету.
Таким образом, используя ИКТ возможно выбирать те модели обучения, которые требуют активного участия от каждого ученика, каждый день. Вовлеченность в учебную деятельность в таком случае будет способствовать формированию познавательных мотивов. «Вода камень точит», все возможно, главное очень этого хотеть, и тогда не только педагог, но и студент будет активно с желанием работать на уроке.

Список использованных источников

1. Васильева 3. И., Кузнецова Н. В. Критерии выявления мотивов учения и способы их формирования у старшеклассников. — В кн.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Под ред. Г. И. Щукиной, Л., 1976.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
4.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, с. 97.
5. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
2021