Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
«Метод плох, если ребёнок пассивно воспринимает материал, хорош, если возбуждает в нём самодеятельность».
А.Дистервег
Основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. Как изучение нового материала сделать интересным для учащихся? Как сделать активным участником учебной деятельности каждого ребенка? Как спроектировать урок, чтобы он работал на достижение планируемых результатов? Ответ очевиден. Достижение планируемых результатов возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта второго поколения. Знание не дается в готовом виде. Учащиеся сами открывают новое знание.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач. Альтернативой такому способу организации учебной деятельности выступают различные формы проблемного обучения, а именно, проблемно-диалогическое обучение. В самом определении «проблемно-диалогическое обучение» первая часть понятия означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два этапа — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов. Получается следующая последовательность: проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемный диалог. Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемные вопросы и задания для решения проблемной ситуации нужно поставить так, чтобы они:
§ содержали посильное для учащихся и доступное для них мыслительное затруднение;
§ учитывали имеющийся у учащихся запас знаний, умений;
§ вызывали удивление при сопоставлении с неизвестным;
§ побуждали к действиям;
§ вызывали желание преодолеть затруднение.
Поскольку этап постановки проблемы начинается с возникновения проблемной ситуации и заключается в осознании её противоречия и формулировании проблемы, можно выделить две группы педагогических приёмов:
§ приёмы создания проблемной ситуации;
§ приёмы вывода из проблемной ситуации.
Приёмы создания проблемной ситуации и вывода из проблемной ситуации предполагает систему заданий:
§ предъявить противоречивые факты, теории;
§ обнажить житейское представление вопросом, практическим заданием «на ошибку»; предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью;
§ дать практическое задание: а) не выполнимое вообще; б) не сходное с предыдущим;
§ дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; показать неприменимость старых знаний;
§ дать практическое задание с ошибкой;
§ выдвинуть гипотезы или предположения.
Каждый этап урока – это определённая система заданий, которая ведёт учащегося к овладению тем или иным понятием, знанием. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, где актуализирует знания учащихся, как и когда, формулирует проблему, как направляет ход решения проблемы, как строит диалог, зависит достижение целей урока. Учитель должен планировать свою деятельность и деятельность учащихся, организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся, чтобы урок был проблемным и развивающим. Учащийся должен стать живым участником образовательной деятельности.
Рассмотрим примеры проблемно-диалогического введения нового знания на уроках русского языка в начальной школе.
Фрагмент урока по теме: «Части речи в предложении, выражающие подлежащее»
При знакомстве с частью речи «местоимение», можно построить следующий диалог.На доске два предложения.
Часами носятся над полями деревенские ласточки. Крылышки у них
длинные, узкие, хвост вилочкой. Ласточки ловят комаров и других мошек.
Дятел питается насекомыми и их личинками.
Он пробивает кору дерева крепким и острым клювом.
-О ком говорится в первом предложении? (о дятле).
-Какой член предложения? (подлежащее).
-Какой частью речи выражено подлежащее? (именем существительным).
-О ком говорится во втором предложении? (варианты ответов: о птице, о дятле, о нем)
-Какой член предложения? (подлежащее).
-Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении? (вариант ответа - именем существительным).
Если учащиеся скажут именем существительным, можно спросить:
- А что знаете об имени существительном? (часть речи, которая обозначает предмет, называет людей, животных, птиц, предметы).
- Кого нам называет слово он? (варианты: птицу, дятла, какое-то лицо).
-Значит, мы можем утверждать, что подлежащее он выражено именем существительным? (да, нет).
Учащиеся могут сказать (подлежащее он выражено предлогом).
-Вспомним, что мы знаем о предлоге? (служебная часть речи, служит для связи слов в предложении).
-У предлога есть грамматические признаки? (нет).
Возникает проблемный вопрос.
- Какой частью речи выражено подлежащее он?
Решение проблемы через анализ подлежащих в этих предложениях.
- Выясним, какими грамматическими признаками обладают подлежащие дятел и он.
- На какой вопрос отвечает слово дятел? (кто?).
- На какой вопрос отвечает слово он? (кто?)
-Почему вы так решили? (говорится, что он пробивает кору дерева крепким и острым клювом, значит, какое-то одушевлённое лицо).
- К какому роду относится слово дятел? (к мужскому).
- К какому роду относится слово он? (к мужскому).
- В каком числе употреблено слово дятел? (в единственном).
- В каком числе употреблено слово он? (в единственном).
- Что обозначает дятел? Кого называет? (вид птицы).
- Что обозначает слово он? Кого называет? (никого не называет, но речь идёт о птице).
Появляется сравнительная схема
Дятел он
кто? кто?
м.р. м.р.
ед.ч. ед.ч.
называет птицу не называет птицу,
а указывает на лицо
- Выделив ряд грамматических признаков у слова он, что можем предположить?
- Слово он относится к самостоятельной или служебной части речи? (самостоятельной).
- А кто пробивает кору дерева? (птица).
- Если слово указывает на лицо и употреблено вместо какого –то имени, то назовём мы его как? (вместо имени+е - местоимение).
-Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении? (местоимением).
Фрагмент урока по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
При изучении правописания безударных падежных окончаний имен существительных можно построить следующий диалог.-Раскройте скобки, запишите существительное дорога в нужном падеже.
Добрая слава за печкой сидит, а худая по (дорога) бежит. Длина (дорога) измеряется по ее ширине. В (дорога) сумка с хлебом тяжелой не бывает.
-Проверяем.
-Первая группа учащихся выполнила задание так:
Добрая слава за печкой сидит, а худая по дороги бежит. Длина дороги измеряется по ее ширине. В дороги сумка с хлебом тяжелой не бывает.
-Вторая группа учащихся выполнила задание так:
Добрая слава за печкой сидит, а худая по дороге бежит. Длина дороги измеряется по ее ширине. В дороге сумка с хлебом тяжелой не бывает.
Как вы думаете, кто выполнил задание правильно? (тема незнакома, задание выполнено по интуиции).
-Назовите и выделите часть слова, в которой возникла проблема? (окончание).
-Поставьте ударение в слове дорога во всех пословицах.
Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорОге бежит. Длина дорОги измеряется по ее ширине. В дорОге сумка с хлебом тяжелой не бывает.
-Что можете сказать? (ударение в корне слова).
-Почему мы сомневаемся в выборе гласной буквы в окончании имени существительного? (не знаем, как проверить).
- Во всех пословицах в слове дорога окончание без ударения? (без ударения).
-Значит, какая проблема возникла? (как правильно написать безударное окончание имени существительного).
-Вспомним, в каких частях слова встречается безударный гласный? (в приставке, в корне).
-Приведите примеры. (безударный гласный в приставке: запрыгнул, отпрыгнул; безударный гласный в корне бежал-бег).
-Вспомним, как мы проверяем безударную гласную в приставке? (запоминаем приставки с буквой –а, с буквой-о).
-Как вы думаете, такой способ запоминания для проверки безударного окончания имени существительного нам подойдет? (нет).
- А как проверяем безударный гласный в корне слова? (подбираем проверочное слово с ударением на этом звуке).
-Как вы думаете, такой способ для проверки безударного окончания имени существительного нам подойдет? (не знаем).
-Задание.
-Просклоняйте имена существительные земля и дорога по падежам.
И.п. землЯ, дорога
Р.п. землИ, дорог…
Д.п. землЕ, дорог…
В.п. землю, дорогу
Т.п. землей, дорог…
П.п. землЕ, дорог…
-Почему у существительного земля написание окончания не вызвало затруднение? (окончание под ударением, четко слышим, какую букву писать).
-К какому склонению относится имя существительное земля? (Первое склонение, потому что женский род, окончание –я).
-К какому склонению относится имя существительное дорога? (Первое склонение – потому что женский род, окончание а).
-Поставьте ударение в словах земля и дорога. (землЯ, дорОга).
-Что заметили? Окончания имён существительных с ударным и безударным окончаниями в первом склонении будут одинаковы? (предположение, да).
-Можно ли проверить безударное окончание имени существительного? (да).
-Как? (подбираем слово первого склонения с ударным окончанием).
-Сможем написать окончание у имени существительного дорога? (да)
-Каким образом? (окончание будет таким же, как и у имени существительного земля).
И.п. землЯ, дорогА
Р.п. землИ, дорогИ
Д.п. землЕ, дорогЕ
В.п. землю, дорогу
Т.п. землей, дорогой
П.п. землЕ, дорогЕ.
Фрагмент урока по теме: «Однородные члены предложения»
При знакомстве с однородными членами предложения можно построить следующий диалог.
На доске записаны предложения.
В садах поспевают сливы. В садах поспевают груши. В садах поспевают абрикосы.
-Сравните предложения. В чём их особенность? (во всех предложениях есть слово поспевают).
-Найдите грамматическую основу во всех предложениях. (сливы поспевают, груши поспевают, абрикосы поспевают).
-Что вы заметили?
-Что поспевает в садах? Перечислите. (сливы, груши, абрикосы).
-На какой вопрос отвечают слова сливы, груши, абрикосы? (на вопрос что?)
-Являются одним членом во всех предложениях? Каким? (подлежащим).
-Что сказано о сливах, грушах, абрикосах? (они поспевают).
-Можно ли сказать, сто слова сливы, груши, абрикосы, относятся к слову поспевают? (да).
- Можно ли в одном предложении сказать о том, что поспевает в садах? (да).
-Составьте предложение. (В садах поспевают сливы, груши, абрикосы).
Вывод: слова сливы, груши, абрикосы:
1)отвечают на один и тот же вопрос (что?),
2) относятся к одному и тому же слову (поспевают),
3) являются одним членом предложения (подлежащим).
Относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый, значит, однородный.
- Почему же так назвали эти группы слов?
(они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения).
-Только ли подлежащим могут однородные члены предложения? (думают).
-Дополните предложения.
Листья кружатся, …., ….., …..
Весёлые капли росы блестят в траве,…,…..
От реки пахло водорослями,….,….
Вдоль аллеи посадили желтые, …, ….. розы.
-Сделайте вывод. (однородные члены предложения могут и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами).
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Л.С.Выготский писал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы исследуем развитие завтрашнего дня». Задача учителя - создать для этого все условия.
Библиографический список
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.