НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Аббакумова А.А. Основы адаптивной педагогики. Работа в группе как одна из особенностей организации процесса обучения на уроке

Библиографическое описание:
Аббакумова А.А. Основы адаптивной педагогики. Работа в группе как одна из особенностей организации процесса обучения на уроке // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

Что представляет собой адаптивная система, в чем проявляется ее отличие от традиционной школы? Центральное место в понимании сущности адаптивного обучение занимает термин «адаптация». Изначально этот термин был взят педагогикой из биологических наук, где он означал приспособление функций и строений организма, его клеток и органов к внешним условиям среды.

Адаптивное образование становится достаточно актуальным во многом благодаря тому, что основной целью такого образования является определенная гибкость, которая позволяет подстроиться под потребности и индивидуальные особенности студентов, включая способности к обучению, приемлемый темп, уровень входящих знаний и

Адаптация предполагает взаимное влияние и взаимное приспособление субъектов образовательного процесса, организуемое и управляемое педагогом. Данное определение наиболее точно отражает процессы, которые происходят в адаптивной школе. Н.П. Капустин определяет адаптивную образовательную систему как систему, которая способна помочь каждому ученику достичь наиболее высокого интеллектуального уровня развития в связи с его биологическими задатками и возможностями. Школу же, в которой создается адаптивная образовательная система, логично назвать адаптивной школой.

Адаптивная педагогика – раздел современной педагогики, определяющий способность и возможность развития обучающегося в модели качественного усвоения дидактического знания за счет ситуативной и персонифицированной адаптации дидактического материала к потребностям и возможностям обучающегося, являющегося уникальной ценностью современной культуры и образования.

Объект адаптивной педагогики – человек, обучающийся и получающий образование в системе адаптивных программ и адаптивных продуктов современного непрерывного образования.

Предмет адаптивной педагогики – эффективные педагогические средства, определяющие адаптивность дидактического материала базовым элементом и ресурсом в построении качественного образования.

Цель адаптивной педагогики – изучение и оптимизация возможностей развития личности в модели современного непрерывного образования, реализуемых за счет адаптивных методов и форм, средств и условий, педагогических технологий и педагогической деятельности, определяющих возможность акмеверификации за счет адаптации дидактичного материала и дидактических средств, педагогических технологий и условий развития личности в системе образования. Каковы же задачи адаптивной педагогики?

1. Изучение опыта решения задач развития личности обучающегося в модели адаптивного знания как продукта современного образования и культуры.

2.Определение проблем и ограничений использования адаптивного знания в акмеверифицированной практике развития личности обучающегося.

3. Создание нового адаптивного знания, определяемого через создаваемые адаптивные педагогические средства, адаптивные методы и адаптивные формы организации педагогического взаимодействия.

4.Апробация и внедрение эффективных разработанных адаптивных педагогических средств.

На современном этапе адаптивное образование является более разработанным понятием и включает в себя следующие структурные элементы:

1.Персонализация как необходимое условие современного образовательного процесса;

2. Вариативность содержания образовательных программ, выстраиваемых в соответствии с личными образовательными целями;

3. Цикличность обучения, которая выражается в целесообразно и обоснованно выстроенных программных циклах;

4. Мотивационно-ценностный компонент рассматривает образовательный процесс с точки зрения высоты достигнутых результатов и того, какой «ценой» они были достигнуты;

5. Целостность образовательного процесса – это единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов;

6. Релевантность – степень соответствия содержания образовательной программы информационным нуждам обучающихся;

7. Наставничество как система адаптации и профессионального развития учащихся.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик с его индивидуальными особенностями: биологическими задатками и способностями, спецификой организации мыслительного процесса, уровнем активности и самостоятельности в практической и познавательной деятельности, также работоспособностью и т.д. Результатом данной системы становится качественное изменение его индивидуальных особенностей. Активная самостоятельность ученика в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика. Таким образом, адаптивная система обучения направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования.

Одной из особенностей адаптивной системы является организация процесса обучения, в котором важная роль отводится групповой работе. На уроке происходит взаимодействие учащихся, они изучают новый материал, закрепляют изученное при постоянном взаимоконтроле и самоконтроле. Учащиеся должны приспособиться к своему партнеру по группе, легко выходить из конфликтных ситуаций, адекватно принимать критику, вести дискуссию и грамотно критиковать. В результате происходят диалоги по желанию обучающихся без вмешательства педагога. Такая работа осуществляется регулярно, в ходе нее ученики получают и совершенствуют опыт дальнейшей подобной деятельности, при этом в качестве дополнительно эффекта часто происходит активизация деятельности учеников в организации жизни класса и в школьном самоуправлении.

Обучающиеся основное время урока работают самостоятельно, а учитель работает с отдельными учениками и в это же время наблюдает за работой всего класса. В конце деятельности преподаватель обходит обучающихся и оценивает их достижения. Хорошие результаты оцениваются вслух с целью формирования у ребят веры в свои силы. Для максимального использования на уроке времени для устной работы организуется работа в микрогруппах, которые бывают следующих видов: статические, динамические, вариационные.

Статическая микрогруппа представляет собой объединение по желанию двух учащихся, которые в дальнейшем поочередно меняются ролями («учитель - ученик»). В групповом общении развивается мыслительная и речевая деятельность учеников, каждый может задавать вопросы и отвечать на вопросы, подсказывать, объяснять, оценивать, а также исправлять ошибки.

Разновидностью групповой работы выступает работа в паре. В паре могут работать два «сильных» и два «слабых» ученика или «слабый» и «сильный».

Динамические группы создаются в рамках микрогруппы, которую составляют более двух учеников. Данной группе дается одно общее задание, которое состоит из нескольких частей для каждого ученика. После выполнения своего задания школьник обсуждает задание с каждым партнером по группе.

Каждый член вариационной группы получает свое задание, выполняет анализ результатов вместе с учителем. Ученик может проводить взаимообучение и взаимоконтроль по данному вопросу. Организация обучения в данной группе создает комфортную обстановку, которая способствует развитию коммуникативных умений и навыков.

В условиях микрогруппы ученики обладают большей возможностью для реализации своих сил, проявления находчивости, инициативы и утверждения себя. При такой организации учитываются желания учеников, а учитель не только готовит задания, но и сам активно принимает участие в работе групп в качестве консультанта, участника и помощника. Подготовка материалов для работы в динамической паре мо жет быть поручена самим обучающимся, что значительно облегчит работу учителя. Например, каждый ученик выполняет пред ложенное ему учителем задание. Результат выполнения фиксиру ется письменно. Педагог проверяет задание у каждого ученика. Имея на руках проверенное учителем задание, ученик может в течение нескольких уроков выполнить это задание устно совместно с другими учениками класса, работая в большой дина мической паре. В работе участвует весь класс. Если в классе 30 че ловек, то каждый выполнит 1 задание письменно и 29 устно и по может 29 учащимся выполнить устно свое задание. Работа в ди намической паре наиболее эффективна, когда в ней осуществляется функция контроля.

Адаптивное образование в современном мире представлено в виде адаптивных технологий, которые позволяют строить модели обучения с помощью сложных алгоритмов, это современный подход, который имеет своей целью учитывать индивидуальные способности и потребности обучающегося. Групповая работа на уроке – важная составляющая адаптивной системы обучения, которая активизирует деятельность учеников, обеспечивает оптимальную адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся, повышает мотивацию учения, а также дает возможность постоянно осуществлять эффективный контроль.

Библиографический список

1. Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения. М.: Наука и школа, 2001. № 2. С. 12-15.

2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 175 с.

3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 216 с.
2023