Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Боброва Е.В., Рунова Л.А. Развитие связной речи школьников на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Для ребенка способность чётко и ясно излагать свои мысли - залог успешного обучения и развития. Однако в век цифровых технологий вытесняется то, что называется живым общением. Слов требуется все меньше, речь учеников становится скуднее, загрязняется сленговыми выражениями.
Их речь зачастую бедна и невыразительна, они не стремятся говорить более ярко, содержательно и грамотно. Печально, что у многих учеников, выражаясь словами К.И.Чуковского, «Мысли выскакивают растрепанными
и полуодетыми, словно спросонья».
Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все учителя, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности: математик должен приучить
к краткому и логически полноценному изложению, литератор –
к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк –
к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты
в систему. Чтобы к выпускному классу наши ученики могли логически мыслить, правильно рассуждать, связно и доказательно говорить, что для них является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения предмета, сдачи ГИА и ЕГЭ.
Проблемы, которые встречаются в речи учащихся:
- нарушение звукопроизношения;
- бедность словарного запаса;
- трудности в выражении своих мыслей;
- непонимание вопроса и не соответствие ответа на него;
- нарушение слухового восприятия и памяти.
У ребенка мы должны формировать умение задавать вопросы и отвечать
на них, формулировать полное предложение и текст, к которому предъявляются такие требования, как содержательность, логичность, последовательность, ясность и точность. Развитие математической речи это целостный процесс, основой которого является формирование навыков:
- письменной и устной математической речи;
- умение работать с письменным математическим текстом;
- навыки восприятия устной математической речи;
- навыков интерактивного взаимодействия, с учетом особенностей предметного содержания и особенностей языка математики школьного курса.
Работа над развитием математической речи может быть проведена двумя способами: путем подражания речи учителя и посредством целенаправленного обучения.
Можно выделить следующие направления по развитию речи на уроках математики:
- повышение речевой мотивации на уроках;
- работа над звуковой стороной речи;
- словарная работа с математическими терминами;
- развитие связной математической речи.
Остановимся более подробно на каждом направлении.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
I. Повышение речевой мотивации на уроках.
Для развития математической речи очень важно, побуждать учащихся
к активной речевой деятельности. На этапе целеполагания, чтобы привлечь учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели урока можно использовать:
- проблемные ситуации;
- прием «яркое пятно» - сказки, легенды, случаи из истории, науки, культуры, фрагменты из художественной литературы, шутки);
- апелляция к жизненному опыту детей;
- нестандартные задачи на смекалку и логику;
- отражение исторического аспекта;
- деформированный или зашифрованный текст;
- дидактические игры;
- кроссворды, загадки, сканворды, ребусы, синквейны, творческие задания и т.п.
Например: тема «Числовая последовательность» - 9 класс. В начале занятия предлагаю решить задачу на составление последовательности
и догадаться, что же мы будем сегодня изучать. Задача: «Представьте, что Вы стоите перед дилеммой: либо получить 100 тысяч рублей прямо сейчас, либо
в течение 28 дней получать монетку в 10 копеек, которая ежедневно удваивается. Что бы Вы предпочли?». Как правило, дети активно включаются
в работу и начинают доказывать свою точку зрения.
Для активизации речевой деятельности на уроке можно организовывать монологовые, диалоговые и полилоговые формы взаимодействия,
это активизирует детей, вовлекает в работу. Например: на этапе актуализации знаний можно провести дидактическую игру «Математический футбол». Ученики условно разбиваются на группы, одна группа задаёт вопросы, другая - отвечает на эти вопросы, затем меняются ролями. При условии, что и вопросы и ответы формулируются полным, распространённым предложением. Дети учатся выделять основную мысль, верно формулировать вопросы и ответы, использовать наиболее уместные по смыслу слова, запоминают математические термины, тренируют фантазию и мышление. Учитель может помочь наводящими вопросами. Вопросы по учебному материалу учащиеся могут обсуждать и в парах и в группах при выполнении любых заданий и на любом этапе урока.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление
II. Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.
Речь учителя воспринимается учащимися как образец. Поэтому она должна быть содержательной, логичной и грамотной. Термины должны произноситься чётко с точным ударением. В формулировках и определениях необходимо делать логические ударения. Вопросы, которые задаются ученикам, должны быть четко и ясно сформулированы, немногословны.
При введении новых терминов нужно обращать внимание учащихся
на их правильное произношение и написание. Обязательно многократно
их проговаривать. Ежедневно давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Например, можно использовать следующие упражнения:
- прочитайте слова, соблюдая ударения: килограмм, километр, и т.д.;
- прочитайте выражения разными способами: 170+23 (Сложить 170 и 23, сумма чисел 170 и 23, Число 170 увеличь на 23, первое слагаемое 170, второе –
23. Найти сумму);
- анаграммы НИЕВНЕУРА (уравнение).
Часто ошибки в речи у учащихся, связанны с чтением выражений
с переменными. Надо помнить, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например: k=5 читается
«ка равно пяти» вместо «ка равен пяти», х=9 «икс равен девяти» вместо
«икс равно десяти». При чтении выражений названия букв по падежам
не изменяются: 3у читается «три игрек», а не «три игрека».
Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т.д., то выражение читают во множественном числе: 3х=120 нужно читать «три икс равны ста двадцати». Ударения у всех греческих букв – на первом слоге Альфа, дЕльта, кроме омЕга и омикрОн.
Наибольшее количество ошибок в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных. Необходимо сообщать учащимся, правило склонения составных количественных числительных, проводя параллель с правилом в русском языке: в составных количественных числительных склоняются все части так, как если бы остальных не было. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот
(оба корня) склоняются так же, как существительные третьего склонения.
В случаях, когда учащиеся затрудняются дать ответ или допускают ошибку, учитель должен сам прочитать пример, обращая особое внимание
на окончания числительных, а затем попросить повторить кого-нибудь
из учеников. Упражнения данного вида довольно сложны, но с ними учащиеся справляются, если работа в этом направлении осуществляется систематически
и целенаправленно.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление
III. Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов, работа над понятиями.
Лучше воспринимается то, что пропущено через душу ребёнка. Поэтому мы не стремимся преподносить то или иное правило, понятие, теорему,
как нечто раз и навсегда данное, а дать возможность ученикам поэкспериментировать, выдвинуть гипотезу, сформулировать понятия
по определённому образцу, алгоритму.
Для этого много внимания на уроке уделяем методологическим знаниям: раскрываем способ построения многих понятий, структуру теорем. Эти знания позволяют ребятам самим сформулировать определения, свойства.
Часто применяем приём «выполнение практического действия», когда ребенок сначала выполняет несколько несложных знакомых действий,
и только после «появляется» определение. Например, в теме «Вертикальные углы» предлагаем ребятам построить угол, продлить стороны одного, затем другого угла и затем самим сформулировать определение по особенности построения этих углов.
Другой пример: «Периметр многоугольника — сумма длин всех
его сторон». Для нахождения периметра многоугольника сначала измеряют длины его сторон, складывают полученные результаты и только потом появляется определение, причем ребенок сформулирует его сам. Далее, когда ему придется отвечать на вопрос, что мы называем периметром фигуры, ему
не придется вспоминать заученный набор слов, а лишь вспомнить последовательность действий и выведенное им самим определение.
Еще больше в любой науке так называемых родовых определений, строящихся по принципу опоры на ближайший род и добавление существенного признака (видового отличия). Например, в геометрии –
это определения параллелограмма, трапеции, квадрата и т.д. Конечно, здесь учителю необходимо проводить большую работу по объяснению, какие признаки существенные, какие нет; выявлению существенного признака классификации. После этой работы наши ученики, зная принцип построения определения (фигура – это ближайший род + существенный признак), легко его формулируют. Например, параллелограмм – это четырехугольник (ближайший род), у которого две пары параллельных сторон (существенный признак).
Приведем пример работы с теоремой. Для того чтобы ученики сами сформулировали теорему, часто используем групповые формы работы.
Например, при изучении темы «Вертикальные углы» класс делился
на 2 группы, каждая из которых выявляла их свойства разными способами (наложением и измерением). Затем ребята выдвигали гипотезу, сами формулировали теорему, зная ее структуру (использовали словесную конструкцию «если…, то…»). Составляли обратное свойство, меняя условие
и заключение теоремы местами, опровергали обратное свойство, приводя контрпримеры. Все это возможно, если учитель на уроках уделяет время методологии.
Таким образом, достижение результата возможно через включение
в деятельность. В результате которой обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
2. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
а) «Восстановление деформированного текста»:
- текст с пропущенными словами. Прочитайте правило, вставив пропущенные слова: «От... слагаемых... не изменится», «Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить... слагаемое, а потом
к полученному результату... второе слагаемое»;
- текст с переставленными словами или фразами. Используя данные слова, составьте известное вам правило. «Уравнение, это, неизвестное, число, которое, равенство, содержащее, найти, надо»;
- незаконченные предложения. Закончите предложения: «площадь прямоугольника равна произведению…», «диаметр делит круг на два …».
б) Метод комментирования: ученик с места комментирует решение. Учащиеся слушают и записывают. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля научного стиля речи на уроке и формирование связного высказывания.
в) Придумывание и создание сказок и сочинений на математические темы как творческое домашнее задание.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела вынесено обоснованно, оснований для его отмены
не имеется. Данное жилое помещение было муниципальным и было ему предоставлено как ответственному нанимателю по условиям поднайма. Общая площадь квартиры составляла 00,0 квадратных метров, жилая около 00 квадратных метров. Он и все члены его семьи были прописаны по данному адресу.
Таким образом, следует прийти к выводу, что постановление
IV. Формирование культуры математической речи сводится
к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность
и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов
в предложении и т.п.
Большое значение в развитии речи имеет решение текстовых задач. Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке,
с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами и определить вид этого отношения. Пониманию задач часто мешает непривычная для учащихся структура текста. Работа над пониманием сложных конструкций предложений на уроке математики строится на основе синтаксических замен. Замена слова другим словом или словосочетанием, значение которого усвоено учащимися («протяженность линии метро» - «длина линии метро», «установить» – «узнать» и т.п.).
С текстовыми задачами по развитию речи учащихся можно использовать следующие виды заданий:
- составление условия к данному вопросу;
- постановка вопроса к данному условию;
- решение задач с лишними данными. Такие задачи сталкивают учащихся
с реальной ситуацией, требуют внимательного отношения к анализу текста задачи;
- использование задач с недостающими данными. Здесь требуется проведения определенного анализа задачи: данных известных и неизвестных; что еще необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи;
- составление задач, обратных данной;
- решение нестандартных задач (логических, комбинаторных,
на смекалку);
- при решении таких задач развивается логическое мышление, наблюдательность, опора на связь с жизненной ситуацией;
- составление учащимися пояснений к решениям текстовых задач.
Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль.
На уроке необходимо вырабатывать правильную письменную речь. Должна быть логическая последовательность в записях учителя на доске. Надо учить, правильно располагать материал в тетради, соблюдать интервалы между примерами. Уметь делать краткую запись задачи, чѐтко выполнять чертежи.
Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
В заключение, хотелось бы отметить, что полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а значит, способ сделать его успешным в жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез., 2004. – 290 с.
2. Далингер В.А. Развитие математической речи учащихся при обучении математики [Электронный ресурс] / В.А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 83-85;
3. Мавлютова А.И. Развитие математической речи учащихся в ходе работы над задачей / А.И. Мавлютова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-2. – C. 30 – 314.
4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: пособие для самостоятельной работы. / В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
2019