НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лагуткина М.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью танцевальных игр

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf

Большой интерес у детей вызывают сюжетные танцы, однако с точки зрения постановки они являются наиболее сложными. И трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему, доступную для понимания детей, и подобрать соответствующий музыкальный материал. В сюжетных танцах для детей действующих образов не должно быть много. Как правило, достаточно двух-трёх (к примеру, мыши и кот; лиса, волк и зайцы). Кроме того, нужно понимать, что сюжетные детские танцы не могут быть очень продолжительными.
           Детям очень нравятся танцы, поставленные на основе детских подвижных игр. Играя и танцуя, они испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые и радостные настроения. Стоит воспользоваться этим, ведь игра развивает ребёнка интеллектуально, физически и психически. Включённые в танец игровые элементы хорошо развивают воображение. Игровая ситуация увлекает ребёнка, даёт возможность быстро переходить от одного действия к другому.
           Предлагаю познакомиться с несколькими вариантами игр- импровизаций.
Веночек
Дети стоят в кругу и поют:

Уж ты зелен мой веночек,

Мне куда тебя, веночек, положить?

Мне кому тебя, веночек подарить?

Подарю-ка я веночек….

На последние слова ведущий, который всё это время ходит с венком по кругу, называют любые имена и надевают венок на голову названного ребёнка.
Тот, кому положили венок на голову, выходит в круг и исполняет пляску импровизацию. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, ребята сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, дайте им возможность импровизировать.
Гномы
Перед началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов».
Педагог помогает детям перечислить всех гномов по именам и даёт им характеристику: Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивает с детьми небольшой танцевальный эпизод «Марш гномов», который будет объединяющим в танце- игре. 
После «Марша» педагог превращает всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют различные танцевальные движения, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить сообщив детям другой образ импровизации. Например, попросить изобразить гнома Соню.
Поэтический образ
Прочитайте детям выбранное заранее стихотворение. Например, такое:

Наши нежные цветочки

Распускают лепесточки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Педагог расставляет детей  по разным сторонам зала и предлагает им представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, синими и светло голубыми. Попросит  каждого ребёнка изобразить свой цветок, не похожий на другие, импровизируя движениями. Выделяет  лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать обиды у других детей.
           Музыкальные змейки
Можно разделить детей на несколько групп, две или три и поставить в колонны. Для каждой группы будет определена своя мелодия. Например, первая группа выбирает вальс, вторая - марш, а третья - польку. Как только зазвучала одна из мелодий, группа, выбравшая её, двигается по залу в любом направлении за ведущим. Но когда неожиданно звучит другая мелодия, начинает двигаться выбравшая её команда, а первая останавливается, принимая какую-либо позу. Музыка может звучать в любом порядке. Если зазвучит музыка не знакомая для детей, то все команды бегут и строятся на свои первоначальные мечта. Выигрывает команда, которая построится раньше и не ошибётся при узнавании своей мелодии. 
           Ай да я!
Педагог выбирает водящего используя любую считалочку и ставит его в центр зала. Остальные дети образуют большой круг. Под ритмичное музыкальное сопровождение водящий показывает различные движения. Дети, стоящие по кругу дружно хлопают в ладоши. Педагог в любой момент может отключить музыку, а в это момент водящий говорит «Ай, да я!» и указывает на любого стоящего в кругу и спрашивает: «А ты?» Таким образом выбирается другой водящий. Встаёт в центр круга и показывает свои движения. Эта игра может длиться долго пока дети не устанут играть.

           Творческая импровизация
Педагог задаёт детям различную музыку- вальс, марш, польку и т.д. Задача детей придумать правильные движения в соответствии с характером музыки. Если звучит вальс дети придумывают плавные и лёгкие движения, могут изображать бабочек, птиц и т.д. На музыку марш дети придумывают различные упражнения знакомые им, это могут быть наклоны, присядки повороты по точкам изображают солдатиков. На музыку польки дети прыгают, бегают на носочках, двигаются галопом, выполняют подскоки. Изображают зайчиков, белочек. Лучшую творческую импровизацию педагог предлагает повторить всем вместе.

           Найди предмет
Дети стоят в кругу. С помощью считалочки педагог выбирает водящего, который по звучанию музыки должен найти предмет. Водящий закрывает глаза, а предмет прячут у одного из детей стоящего в кругу. Водящий открывает глаза и идёт искать предмет. НО самое интересное в игре в том, когда водящий приближается к предмету, сила звука возрастает, а при удалении сила звука - ослабевает. В этот момент очень важно как, дети слышат музыку и насколько они внимательны. Когда предмет будет найден, водящего заменяет ребёнок, у которого был предмет.
Главный плюс таких игр - танцев в том, что они позволяют ребёнку выразить своё «Я» с максимальной глубиной, яркостью и конечно, получить огромное удовольствие. Играя и танцуя малыши упражняются в движении и в то же время осваивают определённый художественный образ.

2022