Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Арутюнян А.В. Сказка как способ развития креативного мышления на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС НОО

Библиографическое описание:
Арутюнян А.В. Сказка как способ развития креативного мышления на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС НОО // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Создание необходимых условий для раскрытия внутренних возможностей ребёнка и их реализации необходимо в раннем возрасте, так - как потенциал личностного развития заложен в любом человеке с момента его рождения.

Согласно концепции Матюшкина А.М. одаренность является частью психического развития, которая начинает качественно раскрываться при наличии необходимых условий развития способностей (Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. – 321 с. Принимая во внимание современную ситуацию, когда общество предъявляет к человеку всё более высокие требования, обладание креативным мышлением, умение нестандартно мыслить и творчески подходить к решению поставленных задач, становится важной составляющей конкурентоспособной личности, способной применить свои знания, умения, навыки и способности в любых видах деятельности. Вопрос становления личности, помимо прочего, является одним из основополагающих для государства, в связи с чем, образовательная политика должна строиться с учётом запросов общества в воспитании всесторонне развитой, креативной и творческой личности, умеющей достигать поставленные цели. Уже в младшем школьном возрасте целесообразно использовать методы и способы формирования креативности у учащихся, в том числе и на уроках английского языка.

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса в рамках реализации ФГОС НОО. Одним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление - умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Основными составляющими креативности являются оригинальность, способность к разработке гипотезы, любознательность, беглость мысли, удовлетворенность.

Развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности.

Быть креативным человеком - значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций. Креативные люди более уравновешены, толерантны, терпимы к окружающим.

Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление - это способность к изобретательству и научным открытиям.

Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого и креативного мышления.

Некоторые люди обладают креативным мышлением с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. При гармоничном развитии из такого ребёнка вырастает незаурядная личность и творческая натура.

Многие исследования свидетельствуют о том, что все дети очень креативны. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому одной из главнейших задач для развития креативного мышления является уход от привычного поведения.

Особенностью предмета «иностранный язык» является отсутствие реальной языковой среды и необходимость моделирования различных речевых ситуаций. Это требует определенного уровня воображения. Поэтому на уроках английского языка постоянно создаются условия для развития творческих способностей и воображения учащихся.

На уроках иностранного языка в начальной школе мы активно применяем сказки, как способ развития креативного мышления.

Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно. Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. Сказка служит познавательному развитию учащихся. Они учатся рассуждать, анализировать.

Наша школа работает по УМК Spotlight авторов Быковой Н. И., Дули Дж., Поспеловой М. Д и Эванс В.

В учебнике 2 класса представлена сказка “The Town Mouse and the Country Mouse”, в учебнике 3 класса – “The Toy Soldier” и сказка “Coldilocks and the Three Bears” в учебнике 4 класса.

В учебнике английского языка 4 класса “Spotlight” представлена сказка “Goldilocks and the three bears”. Мы работаем с данной сказкой в несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с героями сказки. Домашнее задание после знакомства с ними – слепить из пластилина или сделать из цветной бумаги аппликацию героев сказки. Задание очень нравится детям, большая часть учащихся приносит на следующий урок настоящие произведения искусства. У нас собралась уже целая коллекция персонажей.

На следующем уроке дети представляют героев сказки на английском языке, описывают внешность, черты характера, привычки. Выражают своё отношение к данному герою. Для этого им дается список слов из пройденных тем. Таким образом, происходит повторение и закрепление лексико-грамматического материала.

Сказка в учебнике представлена эпизодами, на следующем этапе работы над ней мы разыгрываем кукольный театр. У нас есть заготовка уже с прошлых лет - фон для разыгрывания этой сказки – большая картина с изображением леса и двух домиков - в одном проживает героиня сказки, в другом - медведи. После этого им дается возможность пофантазировать на тему «Мой характер», «Мой дом» и прочее. Учащиеся с помощью предложенных слов и словосочетаний описывают характер или внешность своего героя, описывают дом, комнату, рассказывают, какие животные живут в сказочном лесу и т. п. На доске висят подсказки – спряжение глагола be, личные, притяжательные и указательные местоимения, оборот there is / there are. Дети активно вовлекаются в процесс инсценировки прочитанного эпизода сказки.

Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру у учащихся, формирует их коммуникативные умения говорения на английском языке, развивает способности сотрудничества и взаимодействия внутри классного коллектива.

В конце учебного года, когда все отрывки сказки прочитаны, учащимся дается задание внести изменения в сказку: изменить героев сказки, дать им имена, добавить новые сцены, новых героев. Этот процесс очень увлекательный, дети хотят многое сказать, но не хватает ещё знаний, они активно ищут нужные слова для описания новых героев сказки, вспоминают грамматические явления, необходимые для правильного оформления мысли. Активно подсказывают друг другу и просят о помощи учителя.

Данный вид работы помогает научить детей не только писать сказки с несложным сюжетом, но и сопереживать придуманным положительным героям, осуждать отрицательных персонажей, ставить и решать проблемы, с которыми могут столкнуться в реальных жизненных ситуациях.

Как показывает опыт, для развития креативного мышления у учащихся начальной школы необходимо выполнение ряда условий:

- стимулировать познавательные интересы учащихся;

- применять проблемно-поисковые методы обучения;

- избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

- исключить переутомление и учебные перегрузки на уроках иностранного языка;

- обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы.

Вышеперечисленные условия легко и гармонично учитываются при работе со сказкой.

Следует отметить, что работа со сказкой на уроках английского языка помогает активизировать дивергентное мышление у учащихся младшего школьного возраста, предполагающее несколько вариантов решения задачи (множество вариантов окончания сказки, добавление новых сцен, героев).

Данный вид работы на уроках иностранного языка способствует также повышению учебной мотивации учащихся.

Поскольку Дж. Гилфорд считал дивергентность мышления основой креативности, то и параметры креативности были выделены на основе данной концепции:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию идей;

- способность к продуцированию идей (гибкость);

- способность нестандартно отвечать на раздражители (оригинальность);

- способность к усовершенствованию путем добавления деталей;

- способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу) (Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40).

Развивая творческие способности у младших школьников через сказку, и применяя различные приемы при работе со сказкой (незаконченность, использование вопросов, схем), охватываются все вышеуказанные параметры по Дж. Гилфорду, что является одним из наиважнейших показателей актуальности применения данного способа для развития креативности у младших школьников.

В процессе работы, мы убедились, что с помощью сказки развивается также креативное воображение у учащихся как направление интеллектуального и личностного роста развития школьника, реализуется его творческий потенциал.

Каждый ребёнок обладает огромным творческим потенциалом, который должен быть реализован на учебных занятиях. Если педагогам удастся разбудить творческое начало, заложенное природой в ребёнке, это послужит стимулом в дальнейшем в его профессиональной деятельности, в максимально возможной самореализации личности в условиях развивающегося общества. Ведь известно, что творческая личность сможет легко адаптироваться в быстрой смене производственных и информационных технологий, к жизни в сложных условиях. Помимо передачи фундаментальных знаний школа должна учить учащихся генерировать нестандартные идеи и реализовывать их в различных творческих проектах.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. — 3 издание. М.: Просвещение, 1991.

2. Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40)

3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. – 718 с.

4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Дмитрий Соколов. - [5-е изд., испр. и доп.]. - Москва: Класс, 2008. – 280 с.
2024